[ предыдущая статья ] [ содержание ] [ подшивка за 2001 год ] [ "Биржа труда" ] [ поиск ]

Биржа труда No 74(503),

Реформирование образования неизбежно

Реформа системы образования в последнее время вызывает большие дискуссии у различных слоев населения. И это очевидно, потому что все мы когда-то учились или учимся сейчас, учатся наши дети и будут учиться внуки. У реформ есть горячие сторонники, так же как и убежденные противники. Почему же все-таки необходима реформа системы образования? Об этом мы сегодня и решили поговорить.

Наша страна уже давно живет по законам рыночной экономики. Бизнес, промышленность, сфера услуг развиваются мощнейшими темпами и требуют высококвалифицированных специалистов, способных решать целый спектр организационных и производственных задач. В сфере образования же до сих пор еще не в полной мере действуют законы рынка, что существенно снижает эффективность вложенных затрат и приводит к огромной потере финансовых ресурсов.

С развитием высоких технологий профессии, связанные с интеллектуальной деятельностью, во всем мире становятся массовыми и наиболее востребованными. Огромные информационные потоки и высокотехнологичные производства требуют не просто исполнителей, специализирующихся в какой-либо узкой области. Уже сейчас предпочтение отдается специалистам широкого профиля, способным переключиться с одного вида деятельности на другой, обладающим аналитическим мышлением и высокими коммуникативными навыками.

Так, наибольшим спросом на рынке труда сейчас пользуются специалисты в области компьютерных технологий, маркетинга, менеджмента.

Развитие экономики наряду с наличием достижений в различных ее сферах в наибольшей степени зависит от качества подготовки персонала. Уровень подготовки специалистов, в свою очередь, определяется качеством обучения в образовательных учреждениях и системы образования в целом.

Сфера образования в первую очередь должна реагировать на потребности развивающегося рынка и готовить таких специалистов, которые будут востребованы и смогут найти достойное место в жизни. Поэтому одной из основных задач реформы является приведение в соответствие механизмам рынка образовательной системы. Другими словами, деньги на образование, взятые из бюджета, не должны быть потрачены впустую. С помощью реформ необходимо добиться того, чтобы наши образовательные учреждения выпускали специалистов с полным спектром необходимых знаний и навыков, не нуждающихся в переучивании и доучивании за свой счет или за счет того же бюджета. И это благородная цель. В ней заинтересованы не только государство, но и все мы.

Для достижения этой цели в рамках проведения реформы образовательной системы намечено изменить методы обучения с целью формирования практических навыков; поднять роль самостоятельной работы учащихся и студентов и предоставить им возможность выбора образовательных программ; устранить перегруженность учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний. В дальнейшем предполагаются восстановление и укрепление связей профессионального образования с практикой и научными исследованиями, а также создание механизмов систематического обновления содержания образования всех уровней. Ликвидация отставания от мировой науки в стандартах и качестве преподавания социальных наук является не менее важной задачей. Выпускники средней школы должны будут владеть базовыми навыками в области экономики, права, основ политической системы, менеджмента, социологии. Обладая такими знаниями, молодежь сможет активно адаптироваться в обществе.

Базовой подготовке учащихся в области использования информационных и коммуникационных технологий придается особое значение. В этой связи к 2005 году в ходе реформ планируется обеспечить подключение к Глобальной информационной сети Интернет всех учебных заведений системы профессионального образования. И это лишь некоторые направления реформы образовательной системы.

Подводя итог, заметим, что интеллектуальный потенциал страны - важный показатель ее развития. Система образования должна быть гибкой, способной подстраиваться под нужды развивающейся стремительными темпами экономики. В этой сфере необходимо и прогнозирование. Ведь на потребности меняющейся экономики, которые заявят о себе через несколько лет, система образования должна реагировать уже сейчас.

Светлана ПУЧКОВА


[ предыдущая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]
ъМДЕЙЯ ЖХРХПНБЮМХЪ