[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка за 2001 год ] [ "Биржа труда" ] [ поиск ]

Биржа труда No 76(504),

Школа начинается с улыбки

В череде многочисленных профессиональных праздников День учителя, несомненно, один из самых замечательных. Тем не менее далеко не каждый взрослый, даже если у него есть ребенок школьник, может сразу и без запинки ответить, когда же он отмечается. И в этом, к сожалению, нет ничего необычного. Ведь наше государство в буквальном смысле слова бросило школу на произвол судьбы вот уже как 10, или, пожалуй, даже больше, лет назад. Все эти годы каждый выживал, как мог. Престиж профессии учителя упал настолько низко, что если в ближайшее время ситуация не изменится, то наших детей в школах будет просто некому учить.

Сегодня о готовящейся очередной реформе системы образования не говорит разве что ленивый. О том, что она нужна, пожалуй, никто и не спорит. Но при этом на всех уровнях активно обсуждаются только две темы: необходимость 12-летнего среднего образования и введение единого государственного экзамена. С того ли мы начинаем, и не получится ли так, что вместе с водой мы выплеснем и младенца? Какой должна быть реформа, и что ожидает нашу школу? Кто наиболее профессионально ответит на эти вопросы: чиновники из Министерства образования? Специалисты из Комитета по образованию администрации Петербурга? Ученые? Социологи? На наш взгляд, никто лучше самих учителей и руководителей школ не может этого сделать. Из 750 петербургских учреждений среднего образования мы решили остановиться на школе N 9 Василеостровского района. Во-первых, потому что эта школа с углубленным изучением французского языка - одна из самых сильных и известных в городе, и, во-вторых, она только что отметила юбилей. Ровно двадцать лет назад школа распахнула свои двери для юных жителей новостроек Васильевского острова. Поэтому неудивительно, что наша беседа с директором школы, отличником народного образования Людмилой Галиновской началась с разговора о школе, о достижениях и проблемах.

Две огромные толстенные папки, наполненные всевозможными грамотами и благодарственными письмами, выложила передо мной на стол Людмила Иосифовна, когда я спросила ее об успехах школы. В первую очередь директор школы, конечно, гордится победами учеников на различных городских олимпиадах и конкурсах, и не только по французскому языку, но и по экономике, физике, математике, информатике, химии, природоведению, русскому языку. За последние семь лет почти тридцать выпускников окончило школу с серебряной и золотой медалями.

Одна из самых престижных наград школы - "Гран-при", полученный на IV Международном фестивале школьных театров на французском языке. Завоевав главный приз, старшая группа театральной студии школы N 9 получила право участвовать в VI Фестивале фестивалей, проходившем в Венгрии весной этого года. Спектакли петербургской школы, поставленные на материале французских авторов, заслужили самую высокую оценку специалистов и зрителей.

Талантливых детей, по мнению Людмилы Галиновской, в школе очень много. Но для того чтобы раскрылись юные дарования, нужны опытные педагоги. Всего в школе работает 72 учителя. Из них 8 - отличники народного образования, 2 кандидата наук, один лауреат премии Сороса. 21 учитель имеет высшую категорию, 38 - первую. Несмотря на то что в школе отсутствуют вакансии педагогов и большинству из них не исполнилось еще и 40, кадровые проблемы не безразличны Людмиле Иосифовне.

- Меня как руководителя учебного учреждения больше всего беспокоит то, что молодые специалисты совсем не хотят работать в школах, - размышляет Л. Галиновская. - Какие бы комфортные условия в школах ни были созданы, какой бы дружный коллектив ни трудился в них, выпускники педагогических вузов все равно будут уходить в другие сферы, туда, где можно хорошо заработать. И что бы мы ни говорили сегодня о реформе образования, престиж профессии учителя будет продолжать падать до тех пор, пока не будет у работников образования достойная зарплата. А кто будет проводить реформу, если не останется преданных профессии людей?

Что же касается реформы, директор школы N 9 считает, что прежде всего она должна коснуться содержания обучения.

- Не имеет значения, сколько будут учиться дети - 10 или 12 лет. Главное - содержание. Все-таки строки Пушкина: "Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь" актуальны и сегодня. К сожалению, изучение многих предметов в школе сегодня построено так, что не имеет практической направленности. Я - за профильное обучение. Считаю, что любой выпускник, выходя из стен школы, должен иметь хоть какие-то навыки по той или иной специальности, иметь представление о ситуации на рынке труда, о том, какие профессии пользуются наибольшим спросом. Поэтому если мы перейдем на 12-летнее среднее образование профессиональное обучение уже должно начинаться в школах.

Так какой же должна быть школа будущего?

- В школе будущего детям будет уютно и хорошо, - считает Людмила Иосифовна. - Мы не должны омрачать жизнь ребенка взрослыми проблемами. Одно из главных требований к педагогам - это улыбка. С каким бы настроением ни проснулся утром учитель, в школу он должен прийти с улыбкой. Как бы плохо ни вел себя ученик, педагог ни в коем случае не должен проявлять раздражение и повышать тон. Даже двойку он должен ставить с улыбкой. Тогда ребенок быстрее осознает свою ошибку.

Елена ЧЕРКАСОВА


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]
ъМДЕЙЯ ЖХРХПНБЮМХЪ