[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка за 2000 год ] [ "Биржа труда" ] [ поиск ]

Биржа труда No 16(217),

Образование: виды на будущее

В последние годы по России бродят упорные слухи о предсмертном состоянии ее образовательной системы: говорят, будто бы уровень обучения в нашей стране заметно снизился и уже не отвечает требованиям современности. В действительности все обстоит несколько иначе: требования к уровню знаний сотрудников растут, а желающих получить качественное образование становится все больше.

Обучение на выбор

Советская образовательная система давала фундаментальные качественные знания, но выбор был невелик: везде одни и те же учебники, одни и те же программы, один и тот же уровень. Сейчас положение кардинально изменилось: личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания стали реальностью. 2,5 миллиона детей учатся в 7,5 тысячи профилированных школ, получая то образование, которое они и их родители считают нужным. Если в советские времена школа предлагала только 130 наименований учебников, то сейчас их стало в 7-8 раз больше (около 1000 предлагается лишь на федеральном уровне). Крах профессиональной школы, о котором все время говорили, так и не состоялся. Более того, если в стародавние времена наивысшим показателем был уровень в 219 студентов на 10 тысяч населения, то сейчас он достиг отметки в 260 студентов. Широкое распространение получили и негосударственные формы обучения. В настоящее время в стране действует около 400 тысяч негосударственных учебных заведений, в которых не без успеха обучается более 270 тысяч студентов.

Единственным, пожалуй, негативным моментом в развитии системы образования нашей страны стало заметное снижение его материального обеспечения со стороны федеральных властей. В 1992-м доля расходов на образование составляла в бюджете 5,85 процента, а к 1998 году упала до 3,45. За последние два года снова начался ее рост: в 99-м она составила уже 3,63, а на этот год намечено выделить 3,75 процента от общих расходов федерального бюджета. Небольшой, казалось бы, рост смог переломить негативную тенденцию и позволил без задержек обеспечивать самые насущные расходы - выплаты стипендий и заработной платы. Вместе с тем уровень зарплаты и стипендий находится на неприемлемо низкой отметке и, как правило, не превышает уровня прожиточного минимума.

К материальным проблемам примыкает и демографическая: по подсчетам аналитиков, через три года количество поступающих в начальную школу станет на 30 процентов меньше, чем было 5 лет назад, а к 2009 году общее число всех учащихся в общеобразовательных школах составит две трети от имеющегося. Парадокс заключается в том, что рост числа небюджетных (платных) мест в вузах и техникумах именно по этой причине может прекратиться вовсе, так как через 8-9 лет даже бюджетные места в профессиональной школе всех уровней заполнять станет некем. 300 тысяч - такую "недостачу" студентов-бюджетников планируют к 2009 году аналитики.

Владимир СЕРГАЧЕВ (Окончание в следующем номере)


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]
ъМДЕЙЯ ЖХРХПНБЮМХЪ