Санкт-Петербургское ЭХО номер 31(144) от 16 август 1995

НЕПРОДУМАННАЯ ПОЛИТИКА ТАМОЖЕННОГО КОМИТЕТА МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К КАТАСТРОФИЧЕСКИМ ПОСЛЕДСТВИЯМ

ВИКТОР НИКОЛАЕВ

Участники первой конференции Ассоциации экспедиторов Санкт-Петербурга, состоявшейся 10 августа, обратились к правительствам РФ и Петербурга с предложением приостановить действие приказа Государственного таможенного комитета N 373 от 9 июня 1995 г.

Согласно приказу ГТК N 373, определившему места таможенного оформления товаров в таможенные органы назначения, таможенное оформление всех товаров (кроме алкогольных напитков и табачных изделий; они подлежат маркировке), ввозимых в Российскую Федерацию в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения морским и воздушным транспортом, производится в таможенных органах, расположенных в местах ввоза на таможенную территорию РФ - морских портах и аэропортах. Иными словами, таможенное оформление производит не внутренняя таможня, как это было до 9 июня, а внешняя, в Северо-Западном регионе этим должна заниматься Балтийская таможня. Приказ был издан в связи с тем, что часто нерастаможенный груз, покинув территорию порта, в место назначения не прибывал, оставляя государственный бюджет без валютных поступлений от таможенных пошлин.

Участники конференции отметили, что идея приказа ГТК N 373 - правильная и является единственной гарантией поступления таможенных платежей в бюджет. Однако, вместе с тем, они пришли к единому мнению, что неподготовленность и непродуманность конкретной реализации приказа привели к негативным последствиям.

Генеральный директор АООТ "Морской порт Санкт-Петербург" Анатолий Биличенко сообщил, что у таможенных органов нет возможности выполнить приказ из-за низкой пропускной способности Балтийской таможни. Он отметил, что оформление одной декларации состоит из пяти этапов, включая досмотр груза, и занимает до трех дней.

Выступивший вслед за генеральным директором Морского порта начальник Балтийской таможни Андрей Белоногов добавил, что численность инспекторов не увеличилась, не улучшилась техническая оснащенность и нет инспекторов для сопровождения грузов в другие регионы.

Участники конференции констатировали, что схема, определенная в приказе ГТК N 373, не может эффективно работать в рамках российской таможенной системы.

Предложенные ГТК пути вывоза грузов остаются декларативными. Общероссийских таможенных перевозчиков, имеющих соответствующие лицензии, всего 20, в их распоряжении находится лишь 200 машин на всю Россию, а получение соответствующей лицензии стоит $ 50 - 100 тыс. и занимает от 4 до 6 месяцев. При этом из иностранных портов вывозить товары в Россию может любая транспортная компания, не имеющая лицензии таможенного перевозчика.

Участники конференции отметили, что приказ ГТК N 373 уже привел к заторам грузов на границах, стимулировал отток грузопотоков в конкурирующие порты Балтики, понизил и без того невысокую репутацию России как стабильного делового партнера на международном рынке и способствовал удорожанию товаров за счет транспортной составляющей (при перевозке грузов автотранспортом из соседних стран). В ближайшем будущем реализация приказа приведет к крупным экономическим потерям государственного масштаба, снижению конкурентоспособности российских транспортных предприятий и падению объемов предоставляемых ими услуг, снижению занятости в сфере транспорта и оттоку капитала из России.

В единогласно принятом обращении к правительствам РФ и Санкт-Петербурга говорится о том, что конференция считает данный приказ противоречащим основам таможенной политики России, направленной на защиту российского рынка и стимулирование развития национальной экономики (ст. 2 Таможенного кодекса Российской Федерации).


[предыдущая статья] [следующая статья] [содержание] [подшивка] ["Санкт-Петербургское ЭХО"]

ъМДЕЙЯ ЖХРХПНБЮМХЪ