Санкт-Петербургское ЭХО номер 31(144) от 16 август 1995

МОДЕЛЬ КОНВЕРСИИ, ПРЕДЛОЖЕННАЯ UNIDO, БУДЕТ ОТРАБАТЫВАТЬСЯ НА ЛОМО

СВЕТЛАНА СМИРНОВА

АО "ЛОМО" первым из предприятий бывшего российского ВПК выбрано UNIDO (организацией ООН по промышленному развитию) для отработки новой модели конверсии высокотехнологичных предприятий.

По словам генерального директора ЛОМО Ильи Клебанова, основная идея проекта - выделение внутри предприятия новых технических идей, реализация которых требует внешних инвестиций. Осуществить их предполагается через создание дочерних компаний (так называемых профит-центров) по специальной технологии, позволяющей минимально сократить первоначальные инвестиции. Особенность такого подхода состоит в том, что UNIDO предложила предприятию испытать альтернативную модель конверсии, не похожую на российскую и западную модели.

Российский эксперт UNIDO Михаил Бутусов отметил, что цель конверсионного проекта состоит в преобразовании исходной структуры фирмы в структуру типа "осьминог". В ней вновь созданные внутри предприятия малые хозрасчетные фирмы выполняют роль датчиков и каналов доставки новых товаров и услуг на те сегменты рынка, где это выгодно в настоящее время, а также играют роль субподрядчиков для основных фирм. За головной же фирмой остаются функции мозгового центра.

По оценкам Михаила Бутусова, такая структура позволит сразу перейти к постиндустриальной модели общества, сосредоточив основной потенциал не на сырьевых, а в наукоемких отраслях.

Специалистам UNIDO для анализа было представлено 4 перспективных направления: голографическая защита ценных бумаг, лазерный детонатор, кардиолазер и оптометрия. Группа экспертов, куда вошли представители UNIDO, ЛОМО и исследовательско-консультационной фирмы "Альт", выбралa проект "Оптометрия". Для анализа инвестиционных проектов были использованы российские программы продукта "Альт-Инвест" (для комплексной оценки) и "Альт-Инвест-Прим" (для экспресс-оценки).

Илья Клебанов отметил, что суть проекта "Оптометрия" - в выпуске приборов для коррекции и лечения глазных заболеваний. В перспективе на предприятии планируется изготавливать комплексные глазные центры, где будет оказываться комплекс услуг - от постановки диагноза до изготовления очков.

Первым шагом в этом направлении стала разработка образца автоматического рефрактометра - прибора, с помощью которого за секунду можно определить рефракцию глаза в 180 сечениях, расстояние между зрачками. Прибор работает в инфракрасном диапазоне спектра, что имеет ряд преимуществ, например, исключается необходимость закапывания в глаза специального состава для расширения зрачка - атропина. За 8-часовой рабочий день с помощью прибора можно обследовать не менее 50 пациентов. Ориентировочная цена серийного образца $ 5 тыс. (зарубежные аналоги стоят $ 12 - 16 тыс.).

Выходу на рынок нового отечественного продукта будет способствовать развитие профит-центра "Оптометрия". Первый этап его становления начнется с дилерской деятельности: продвижения и послепродажного обслуживания. Прибыль от продажи медтехники пойдет на развитие производства рефрактометров. Партнерами ЛОМО в этой программе выступят и западные фирмы.

В 1996 г. предполагается начать серийное производство рефрактометров. В ближайшее время специалисты ЛОМО проведут маркетинговые исследования, с помощью программного продукта фирмы "Альт" завершат подготовку бизнес-плана для принятия окончательного решения о реализации проекта.


[предыдущая статья] [следующая статья] [содержание] [подшивка] ["Санкт-Петербургское ЭХО"]

ъМДЕЙЯ ЖХРХПНБЮМХЪ