[ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]

Санкт-Петербургское ЭХО N 61(174), 27 марта 1996

МЭРИЯ ОПЯТЬ ПЫТАЕТСЯ ПОДНЯТЬ СТАВКИ ДОРОЖНЫХ НАЛОГОВ

ВЛАДИМИР ГРЯЗНЕВИЧ

В принятых ЗС СПб за основу проектах законов "О бюджете СПб на 1996 г." и "О некоторых вопросах налогообложения в 1996 г." предусмотрено значительное увеличение ставок налогов, зачисляемых в Федеральный дорожный фонд (ФДФ).

Ставки налога на пользователей автомобильных дорог предполагается увеличить почти в 4 раза - с 0.03% выручки предприятий торговли до 0.11% и с 0.4% до 1.5% для остальных. За приобретение автотранспортных средств придется платить в 5 раз больше, чем в прошлом году, - не 2% продажной цены, а 10% (за прицепы и полуприцепы - в 2.5 раза больше - 5%). Но больше всего власти хотят поднять налог с владельцев транспортных средств. Для юридических лиц ставки этого налога (зависящие от мощности двигателя - от 0.3% МРОТ для мотоциклов и мотороллеров до 5.3% МРОТ для грузовиков и тракторов мощностью свыше 250 л.с.) увеличиваются в 300 - 400 раз.

Эта фискальная мера властей очень болезненно воспринимается предприятиями, особенно автотранспортными. Так, по оценкам экспертов Союза автоперевозчиков и экспедиторов (САЭ), только один налог на "мощность двигателей" нанесет автопредприятиям типа "Совавто-Петербург" невосполнимый ущерб порядка 1 млрд. руб. Пятикратное увеличение налога на приобретение автомобилей, по мнению правления САЭ, сорвет поставку в город нового автотранспорта даже по заключенным в 1995 г. договорам. Эксперты КЭФ также называют целый ряд негативных последствий такой меры для экономики города (уменьшение доходов бюджета по налогу на прибыль вследствие сокращения налогооблагаемой базы из-за роста себе-стоимости, куда включаются дорожные налоги; увеличение расходов бюджета для уплаты дорожных налогов бюджетными организациями и госпредприятиями, убытки которых покрываются из бюджета; повышение роли "черной" наличности в финансовом обороте предприятий и связанный с этим рост криминализации экономики и т.п.).

Вся эта история с повышением налогов затеяна по инициативе Департамента благоустройства и дорожного хозяйства мэрии с целью получить средства на содержание питерских дорог. Сейчас недофинансирование в этой сфере составляет порядка 80%. В городском бюджете денег на это нет. Предусмотренная в бюджете СПб на 1996 г. Адресная программа по дорогам была уже на стадии согласования с КЭФ урезана, по словам директора департамента Сергея Саблина, в 4 раза. Предусмотренный федеральным бюджетом объем субвенций Петербургу по линии ФДФ составляет 64 млрд. руб. - столько же, сколько и в прошлом году, что с учетом инфляции не покроет и 20% потребности. Между тем питерские дороги стремительно разрушаются, и их нынешнее состояние уже напоминает пейзаж после битвы, что причиняет городу и его предприятиям косвенный ущерб, может быть, не меньший, чем прямой, ожидаемый от повышения налогов.

В такой ситуации дорожный департамент, не видя другого выхода, опять, как и полгода назад, предложил повысить дорожные налоги. Тогда подобная попытка провалилась из-за того, что у города не оказалось гарантий на возврат собранных налогов из ФДФ (законом РФ "О дорожных фондах в РФ" для СПб и Москвы предусмотрен особый порядок, согласно которому все платежи по дорожным налогам зачисляются в ФДФ, а средства на содержание дорог в этих городах поступают в виде фиксированных централизованных субвенций, предусмотренных федеральным бюджетом). Однако в этот раз Петербургу удалось, как считает Сергей Саблин, такие гарантии получить.

В ст. 49 закона "О федеральном бюджете на 1996 г." появилась запись о том, что средства, поступившие в ФДФ сверх установленных доходов, "направляются на финансирование расходов бюджета ФДФ РФ по направлениям и в пропорциях, определенных настоящей статьей". Эту запись Сергей Саблин трактует в том смысле, что все средства, полученные ФДФ из Петербурга сверх запланированных (последние рассчитывались, по-видимому, исходя из прошлогодних налоговых ставок), вернутся в город. По его словам, с такой трактовкой согласны все заинтересованные ведомства: Минфин, ФДФ и Министерство транспорта РФ. Поэтому проблем с возвратом налогов из ФДФ он не ожидает. По оценкам контрольно-счетной палаты ЗС СПб, дорожный департамент получит дополнительно (к 64 млрд. руб., предусмотренным федеральным бюджетом) 484 млрд. руб.

Оптимизм директора департамента подтверждается соответствующим соглашением, уже подписанным с директором Федерального дорожного департамента Министерства транспорта РФ (уполномоченным непосредственно распоряжаться средствами ФДФ), письменным согласием Минфина на подобную операцию, данным еще в прошлом году, а также отсутствием возражений у налоговой инспекции и Федерального казначейства, которое, по-видимому, будет непосредственно контролировать соответствующий финансовый поток.

Если все это так и довольно невнятная, на мой взгляд, формулировка 49-й статьи федерального закона о бюджете всеми заинтересованными инстанциями трактуется одинаково, то повышение дорожных налогов в Петербурге следует, по-видимому, признать обоснованным. Ибо другого способа решить вторую главную российскую проблему в нынешних обстоятельствах скорее всего действительно нет. А ездить по питерским дорогам уже становится опасно для жизни.


[ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]
ъМДЕЙЯ ЖХРХПНБЮМХЪ