[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]

Санкт-Петербургское ЭХО N 61(174), 27 марта 1996

ОБЗОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

НИКОЛАЙ ДЕМИДОВ

Рыночные реформы в России существенно изменили все стороны жизни общества, включая и образование.

Появились совершенно новые специальности, в основном связанные с экономикой и управлением в новых условиях. Введены такие уровни квалификаций, как бакалавр и магистр. На зарождающемся рынке образования вместе с государственными работают и негосударственные учебные заведения. Отменено обязательное распределение выпускников, но и трудоустройство по специальности стало проблемой.

В настоящее время в соответствии с нормативными документами система профессиональной подготовки в России включает профессиональное производственное обучение по рабочим специальностям и профессиональное образование для специалистов. По уровню профессиональное образование разделяется на среднее и высшее. Кроме этого, профессиональной подготовкой специалистов занимаются организации дополнительного образования.

По статусу учебные заведения разделяются на государственные и негосударственные, что должно отражаться в названии. Конституцией гарантируется бесплатное общедоступное среднее и по конкурсу высшее профессиональное образование в государственных учебных заведениях. В остальных случаях за редким исключением образование платное.

Учебные заведения должны иметь лицензию на соответствующий вид деятельности и пройти ак-кредитацию-проверку соответствия процесса обучения установленным требованиям. Государственные учебные заведения процесс аккредитации прошли практически без проблем. Для негосударственных учебных заведений аккредитация требует достаточно длительного срока (для вузов - до 7 - 8 лет). Поэтому государственную аттестацию прошли единицы, которые и получили право выдавать дипломы государственного образца.

Средние профессиональные учебные заведения (техникумы и колледжи) выдают дипломы техников и младших инженеров.

Образование, полученное в этих заведениях, не является ступенькой высшего и только в некоторых отдельных случаях может способствовать ускоренному получению высшего. Спрос на специалистов со средним профессиональным образованием ограничен, поэтому техникумы за редким исключением переживают не лучшие времена. Из 32 средних учебных заведений Санкт-Петербурга только 3 негосударственных, что говорит об определенных проблемах этого сектора рынка образовательных услуг.

Высшие учебные заведения разделились на два вида. Часть вузов работает по-старому, осуществляя за 5 - 5.5 лет подготовку специалистов с высшим образованием одного уровня квалификации. Другая часть вузов перешла на многоуровневую систему подготовки, которая предусматривает выдачу следующих документов после обучения на каждом из уровней: двухлетнее обучение - свидетельство о незаконченном высшем образовании; четырехлетнее обучение - диплом бакалавра; пяти-шестилетнее обучение - диплом специалиста (инженер, экономист, менеджер) или магистра.

Для многоуровневой системы подготовки разработаны государственные образовательные стандарты, определяющие содержание обучения и объем часов по дисциплинам в рамках общего для ряда специальностей направления, для бакалавров и отдельно по каждой специальности для специалистов и магистров. Поэтому различия между уровнем подготовки бакалавра и магистра состоят в дополнительной более узкой специализации магистра в рамках направления.

Цель введения многоуровневого образования состояла в том, чтобы, осуществляя подготовку бакалавров в широкой сети вузов, включая провинциальные, сосредоточить подготовку специалистов и магистров в наиболее престижных учебных заведениях, имеющих для этого высококвалифицированные кадры. Однако получилось не так, как задумывалось. Государственные вузы, которые могли бы претендовать на подготовку магистров, испугались потери контингента студентов и возможного сокращения штатов и просто перешли на последовательную подготовку магистров из своих же бакалавров. Провинциальные же вузы в своем большинстве не стали переходить на многоуровневую подготовку, поскольку это было добровольно. В результате государственные вузы бакалавров практически не выпускают, а для бакалавров - выпускников негосударственных вузов даже трудно заполнить трудовую книжку, так как в ней такой уровень квалификации не предусмотрен.

Из 76 вузов Санкт-Петербурга 38 относятся к негосударственным. Большинство из них не имеет права выдавать дипломы о высшем образовании государственного образца, поэтому обещает своим выпускникам дипломы других государственных вузов России или даже иностранных учебных заведений. Некоторые особо подчеркивают более высокий престиж именно своего диплома. Негосударственные вузы в основном пока скромно именуют себя институтами или высшими школами. Большинство государственных институтов дружно переименовались в университеты.

Организации дополнительного образования (повышение квалификации, переподготовка) могут выдавать дипломы о профессиональной переподготовке; удостоверения (свидетельство) о повышении квалификации.

Эти документы не свидетельствуют о втором высшем образовании, но позволяют осуществлять профессиональную деятельность в определенной сфере. Правовой статус этого вида образования проработан недостаточно, образовательные стандарты за редким исключением отсутствуют. Поэтому удостоверение о повышении квалификации можно получить и по итогам 2-дневного семинара и после годичного обучения с отрывом от производства. Услуги по дополнительному образованию оказывают практически все государственные вузы и около 60 негосударственных учебных заведений разного уровня и наименования. Отсутствие нормативной базы делает этот вид обучения самым доступным для учебных заведений, однако результаты этого обучения трудно обосновать на рынке труда. Исключение составляет дополнительное обучение специалистов по ценным бумагам, аудиту и некоторым другим специальностям, которое должно завершаться государственной аттестацией. Остальные дипломы и сертификаты учитываются только при прочих равных условиях.

Выбор специальности, уровня образования и вида учебного заведения - за потребителем. Этот выбор в конечном счете и определит место каждого учебного заведения.


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]
ъМДЕЙЯ ЖХРХПНБЮМХЪ