[ предыдущая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]

Санкт-Петербургское ЭХО N 61(174), 27 марта 1996

АТТЕСТАЦИЯ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ" "БЕЗБУМАЖНОЙ""ТОРГОВЛИ

МИХАИЛ ЗОЛОТОНОСОВ

По мнению противников аттестации, она ставит различные торговые предприятия (ТП) в неравные условия, поскольку сочиненное Комитетом торговли и продовольствия (КТП) "Положение об аттестации" не применяется к мелкорозничной торговле, разрешением на которую является наличие патента.

Но именно потому, что аттестация - это не лицензирование и не способ продублировать деятельность Госторгинспекции, совсем не требуется охватывать ею торговлю "с ящиков". Ибо цель всей затеи - выделить среди ТП города "самые цивилизованные" участки и подготовить их к работе по единым мировым правилам.

Сегодня в методах работы Комитета РФ по торговле, Минсельхозпрода и Министерства внешних экономических связей не видно желания приблизиться к цивилизованному управлению торговлей силами Министерства торговли, которое планировало бы в масштабах России важнейшие закупки и инвестиции (то, что и составляет в сущности управление торговлей) и заставляло бы всех исполнять единые правила. Нынешняя ситуация, характеризуемая полной демонополизацией торговой деятельности, многим ее участникам выгодна именно тем, что не предусмотрен механизм, создающий и поддерживающий единые правила торговли (между оптовиками и магазинами, между партнерами вне и внутри России, между магазином и потребителем и т. д.).

В этом контексте цель аттестации для КТП - это прежде всего внедрение на территории города единых правил торговли, единых стандартов поведения всех хозяйствующих субъектов, претендующих на цивилизованность, а в более отдаленной перспективе - подготовка ТП к единой международной системе процедур торговли и переходу к международным стандартам (коль скоро уже сейчас 50 - 60% товаров поступает из-за рубежа). Ни сертификация, ни проверки Госторгинспекции этих функций не выполнят, ибо речь идет принципиально о другом: о так называемом упрощении процедур торговли на основе электронной передачи данных. Свод сведений по этим вопросам под названием "Компендиум рекомендаций по эффективности торговли" был в 1994 г. издан ООН под эгидой Международного симпозиума ООН по эффективности торговли (издание подготовлено секретариатом ЮНКТАД в сотрудничестве с рабочей группой Европейской экономической комиссии ООН по упрощению процедур международной торговли). Исходный тезис авторов рекомендаций - интенсификация информационных потоков, связанных с перемещением товаров и предоставлением услуг, и потребность у правительств и участников торговли осуществлять наблюдение и контроль. В результате возникла идея: упростить требования, унифицировать процедуры и документацию, стандартизировать коммерческую практику, использовать согласованные коды для предоставления информации.

В "Компендиуме" предложена система связи между грузоотправителями, операторами перевозок, портовыми властями, банками, страховыми компаниями, таможенными службами, грузополучателями международной торговли в виде ЭОД - электронного обмена данными на основе вычислительной техники и телесвязи. ЭОД именуется "безбумажной" торговлей, к ее безусловным преимуществам относятся точность (информация поступает непосредственно из файлов и не вводится вручную), скорость и сокращение расходов (исключаются рассылка, размножение, накопление информации и т. д.).

С расчетом на использование ЭОД в "Компендиуме" представлены списки предлагаемых процедур для передачи необходимой информации соответствующей стороне. Скажем, удостоверение подлинности документа без подписи (другими средствами, используемыми при передаче данных) или разрешение декларантам использовать электронные или другие автоматические средства при передаче таможенным органам деклараций для автоматической обработки.

Кое-что для реализации передовых информационных технологий в СПб уже делается. 31 января 1996 г. начальник Северо-Западного таможенного управления и председатель КТП подписали протокол о намерениях "Об информационном содействии международной торговле и предпринимательству в СПб и Северо-Западном регионе России". Одной из конкретных целей названо создание Санкт-Петербургского регионального информационного центра торговли, среди задач которого:

1. Внедрение современных методов ведения международных торговых операций - стандартов электронного обмена данными ЭДИФАКТ ООН;

2. Решение вопросов телекоммуникационного взаимодействия со структурами, обеспечивающими проведение торговых операций (таможенными органами, экспедиторскими и транспортными организациями, страховыми компаниями, банками)...

... 5. Создание информационно насыщенного и оперативно анализируемого банка данных коммерческих предложений по купле/продаже товаров и услуг на внутренних и зарубежных рынках, а также других баз данных по вопросам торговли.


[ предыдущая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]
ъМДЕЙЯ ЖХРХПНБЮМХЪ