[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]

Санкт-Петербургское ЭХО N 43(206), 25 ноября 1996

МОСКОВСКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ РАЗРАБАТЫВАЮТ ЗАКОН О РИЭЛТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Московская ассоциация риэлтеров выступила с инициативой по разработке и принятию специального закона, связанного с риэлтерской деятельностью. В СПб этому событию был посвящен "круглый стол", в котором приняли участие риэлтеры, представители власти, эксперты недвижимости.

По словам депутата Государственной думы от СПб Анатолия Голова, в действующих законах не хватает положений, которые регулировали бы риэлтерскую деятельность.

У риэлтеров накопилось слишком много проблем, среди которых - несовершенство нормативной базы и процедур, а также чрезмерное налогообложение. Все это делает легальную риэлтерскую деятельность невыгодной, и, по словам Анатолия Голова, политика государства все больше подталкивает рынок недвижимости в "теневой сектор" экономики. И именно для того, чтобы этого избежать, уже сейчас риэлтеры и власть взялись за разработку закона о риэлтерской деятельности.

Анатолий Голов заявил, что "если все пойдет нормально", то первый вариант закона будет готов в феврале, в марте - апреле он будет "обкатываться" в Москве и некоторых регионах (в т.ч. и в Петербурге), после чего закон будет внесен на рассмотрение Госдумы в июне -июле 1997 г.

Как заявил директор по продажам агентства недвижимости "Дом Плюс" Александр Жуков, основная причина, по которой такой закон нужен, - противоречивость действующей нормативной базы: решения, принимаемые судьями, обычно не могут быть исполнены; права добросовестного приобретателя не только на зачаточном уровне (ГБР регистрирует только факт совершения сделки и наличие собственника), но и на любом этапе могут быть нарушены и т.д.

По мнению Федора Никитина, генерального директора агентства "Фокус", в мире есть различные системы регистрации, но ни в одной из них посредник не несет ответственности за регистрацию прав и их потерю. Другое дело, что у нас не те страховые компании, что в Соединенных Штатах, и не такая система государственной регистрации, как в Германии. И поэтому если говорить о законе, то нужно четко определить, за что конкретно отвечают участники сделки. Закон о риэлтерской деятельности не заткнет дыр в действующем законодательстве, но, если им будет определено, кто за что отвечает - риэлтер, нотариат, государство, органы регистрации, - это уже будет большой плюс.

Начальник отдела экономического развития ФИ СПб Вячеслав Рыбкин выразил уверенность, что при наличии нескольких необходимых актов рынок недвижимости можно будет наконец привести в порядок. Базисом здесь должен стать законопроект "О регистрации сделок с недвижимостью". Для решения проблемы исполнения судебных решений нужен еще один законопроект, предусматривающий создание института судебных приставов (об этом говорят еще со времен подготовки арбитражно-процессуального кодекса). Кроме того, нужен и федеральный закон о лицензировании риэлтерской деятельности и некоторые другие законодательные акты.

К примеру, по германскому кодексу, если государственное учреждение ошибется при регистрации, то это самое учреждение и будет нести ответственность, а значит, платить за ошибки будет - бюджет. Эти механизмы у нас в принципе есть. Они заложены в ГК, а сейчас в КУГИ уже разрабатывается соответствующий проект закона о государственном страховании. По словам директора ГБР Валерия Назарова, власти тоже заинтересованы в чистоте сделок, поскольку иначе будет страдать бюджет.

Начальник отдела регистрации КЗР Павел Ярошенко заявил, что Комитет по земельным ресурсам первым стал работать в сфере рассматриваемого закона. По его мнению, любая деятельность агентств по продаже должна регламентироваться, но закон о риэлтерской деятельности в отсутствие таких основополагающих актов, как Земельный кодекс, Закон о регистрации, Закон о лицензировании и т.п., не может быть действительно эффективным. Ярошенко считает, что если квартирный рынок риэлтерами освоен, то их представления о сделках с земельными участками и индивидуальными домами - самые приблизительные. По большому счету - это разные рынки, и, не учитывая этих различий, опираясь только на развитие квартирного рынка, нельзя писать такой закон. Во главе угла должен встать закон о формировании объектов недвижимости, а сейчас закон о риэлтерской деятельности, по словам Павла Ярошенко, не принесет плодов. Вопросов станет намного больше, и закон не будет работать в части нежилого фонда и земли.

По мнению начальника управления методическим обеспечением КУГИ Леонида Фридганта, даже несовершенный закон будет полезен, ведь есть аналог - закон о рынке ценных бумаг. В свое время отсутствие закона о ценных бумагах, об АО привело к известным казусам (и катастрофам) 93 - 94 гг. Конечно, можно ждать, пока сформируется земельный участок, примут Земельный кодекс (лет через 10), потом будут производить землеустроительные работы, потом можно будет приступать к формированию рынка земли. Если исходить из этой точки зрения, то, наверное, и приватизацию можно было бы начинать только сейчас, потому что закон о приватизации все еще формируется. По мнению Леонида Фридганта, этот закон необязательно должен быть о риэлтерской деятельности. Но он обязательно должен разделить права, обязанности и ответственность сторон.

ДМИТРИЙ БОГОЛЮБОВ

[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]
ъМДЕЙЯ ЖХРХПНБЮМХЪ