[ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка за 2001 год ] [ "Экономика и Время" ] [ поиск ]

Экономика и Время No 47(384),

Короли бензоколонок делят рынок

Очередной передел петербургского топливного рынка проходит пока бескровно. Во всяком случае в прямом смысле слова. Однако неприятностей прочего рода у компаний-операторов хватает.

Конец прошлой недели ознаменовался скандальным происшествием, которое затронуло холдинговую компанию "Фаэтон" и ее нового партнера нефтегазовую компанию "Славнефть". Как пояснил президент НК "Фаэтон" Владимир Сильченко, в головной офис НК, а также в помещение компаний ООО "Фаэтон", "Фаэтон-стройсервис" и юридической консультации - 66, с которой заключен договор на открытие холдинга, ворвались подразделения физзащиты налоговой полиции.

Все произошло в лучших традициях американских боевиков. В. Хильченко перечислил выбитые окна, вышибленные двери, незаконное изъятие документации и личных вещей работников. С удовольствием он отметил благоразумие собственной охранной структуры, сотрудники которой не открыли огонь по неизвестным в защитных комбинезонах.

Такое поведение петербургских налоговиков Андрей Шторх, вице-президент НГК "Славнефть", объясняет бизнес-терроризмом, царящим в Петербурге. И направлен он в данном случае на его компанию, которая решила завоевать питерский рынок и в 2002 году планирует контролировать уже 30% его.

"Славнефть" появилась в Петербурге и Ленобласти в прошлом году. Она предпочла работать по договорам франчайзинга, которые заключены с фирмами "Линос", "Баррель" и "СТЭК". В итоге в распоряжении компании оказались 29 АЗС (плюс одна собственная), к которым решили таким же способом присоединить еще 35, принадлежащих "Фаэтону".

И вот в день подписания судьбоносного договора и появилась полиция. А. Шторх не стал комментировать отношения "Фаэтона" с налоговыми органами. Однако заявил, что, несмотря на столь явное давление, договор о франчайзинге с петербургской компанией обязательно будет подписан. "Славнефть" не из тех, кто бросает партнеров в беде, сказал он.

Что ж, сделать хорошую мину при плохой игре - тоже искусство. Ведь пойди "Славнефть" сейчас на попятную, дорога на наш топливный рынок для нее в дальнейшем будет выстлана только шипами, если вообще останется.

Впрочем, когда А. Шторх говорит о стойком сопротивлении экспансии "Славнефти", он не так уж не прав. Являясь вертикально интегрированной структурой, в составе которой предприятия всего цикла - от добычи нефти до реализации топлива, она весьма серьезный конкурент. Стоит учесть и то, что "Славнефть" фактически первая из компаний такого масштаба взялась за наш рынок.

Если исходить из мировой практики и тех процессов, которые постепенно начинаются на топливных рынках других российских городов (например московском), то будущее петербургского предсказать несложно. На нем останется несколько крупных брэндов, а владельцы небольшого числа АЗС либо продадут свой бизнес, либо уйдут под крыло победителей.

Вероятнее всего, на рынке останутся ПТК, БФПГ, "ЛУКОЙЛ", "Славнефть" и "Несте". Реальность такого расклада некоторым образом подтверждают результаты работы этих компаний за 9 месяцев текущего года. По объемам налогов на тонну добытой нефти в РФ лидирует "Славнефть". Следом за ней идет Сургутнефтегаз, затем - "ЛУКОЙЛ", и на четвертом месте - Роснефть.

Кира МАЛИНИНА


[ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]
ъМДЕЙЯ ЖХРХПНБЮМХЪ