[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка за 2001 год ] [ "Экономика и Время" ] [ поиск ]

Экономика и Время No 47(384),

Прошу у Бога совсем немного...

Депутаты Законодательного собрания Петербурга утвердили в целом закон о городском бюджете на 2002 год. В ходе поименного голосования за документ высказались 35 парламентариев, против - один (Михаил Амосов), воздержался - тоже один (Наталия Евдокимова). Оба "смутьяна", кстати, относятся к фракции "Яблоко".

Общий объем доходов бюджета составляет 57 333,4 млн руб., а расходов - 56 267,1 млн руб. (в том числе по текущим тратам - 45 095,7 млн руб., а по капитальным - 11171,4 млн руб.). Профицит, таким образом, достигает солидной суммы в 1 066,3 млн руб. Немалая часть этих денег пойдет на погашение внешнего долга северной столицы. В бюджете - несколько стержневых статей, в значительной мере задающих тон и темп финансово-экономическому курсу городских властей.

Так, на развитие городского транспорта, дорожного хозяйства и связи предполагается использовать до 5,3% расходной части, на жилищно-коммунальный комплекс - до 18%, на здравоохранение и физическую культуру - около 11,5%, на нужды образования - 20,5%, а на реализацию социальной политики - 13%. Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) аккумулирует 4 млрд руб.

Сизифов ли труд?

Бюджет - важнейший документ города, призванный обеспечивать динамичное развитие Петербурга и нормальную жизнедеятельность горожан. Как пояснил член постоянной комиссии ЗС по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Игорь Михайлов, Петербург должен будет направить в Москву внушительный куш под 100 млрд руб. - в качестве различных федеральных налогов.

Можно только помечтать на досуге о том, какие волшебные перспективы открывались бы перед крупнейшим в мире северным мегаполисом, не уходи эти деньги с берегов Невы на берега Яузы...

Недавнее наводнение наглядно напомнило всем, что до сих пор не достроен из-за нехватки средств комплекс защитных сооружений в Финском заливе. Будем ждать очередного Потопа? А сколько еще городских проблем вызвано несправедливым распределением наших общих доходов?

Флаги на башнях

Есть веские причины оценить ту работу, которую провели обе ветви власти для увеличения городского бюджета. Финансовый план убедительно демонстрирует принципиальные позиции: неуклонно возрождается промышленность Петербурга; расширяется и версифицируется сфера оказания различных услуг; ежегодно вдвое возрастает приток туристов; проекты ощутимого взлета бюджетной базы в ближайший период основаны на положительных инвестиционных прогнозах.

Разумеется, учитывая плюсы, нельзя забывать о минусах. Несмотря на благоприятную в целом картину, приходится признать: город быстро ветшает, нуждаясь в капитальном или косметическом ремонте зданий в самых разных районах. На это постоянно нужны обильные денежные дотации. Нынешних же профильных затрат явно недостаточно. Власти города ломают голову над тем, где изыскать дополнительные средства.

Городская администрация вынуждена идти сегодня на весьма непопулярные шаги: она намечает введение в квитанциях по оплате коммунальных услуг новой строки "на капитальный ремонт зданий". Естественно, власть надеется на здравый смысл горожан, хотя и отдает себе отчет в том, что рост квартплаты не вызовет восторга у рядового обывателя, какие песни ему ни пой.

Слабообеспеченных категорий, имеющих право на льготы и скидки, неприятная графа не коснется. А работающим добавочные затраты будут вполне по плечу: вверх ползут не только цены - средняя заработная плата за последние годы тоже возросла вдвое, достигнув уровня в 3,5 тыс. руб.

Хотелось бы упомянуть и проблемы пенсионного обеспечения. Чиновники города, депутаты ЗС и предприниматели понимают, что лица преклонного возраста, особенно проживающие в таком демографически "пожилом" центре, как Петербург, нуждаются в корректировке доходов в сторону их увеличения. В богатой Москве нашли достойный выход: мэрия установила для пенсионеров определенный региональный коэффициент доплат к основному федеральному "взносу".

В Петербурге же увеличение тех пенсий, которые не дотягивают до прожиточного минимума (1 112 руб.), потребует ежегодно от городской казны 1 млрд руб. А где их взять?

Кроме того, будет ли правильно повышать только минимальные пенсии? Ведь многие ушедшие на заслуженный отдых работники изрядно и добросовестно - зачастую в районах Крайнего Севера, на вредных производствах - потрудились на своем веку и уже сейчас имеют относительно высокие пенсии. Высокие, но далеко недостаточные для безбедного существования. Обойти их вниманием значило бы возродить примитивную уравниловку, в адрес которой выпущено столько ядовитых стрел.

Видимо, общее оздоровление пенсионной системы придется отложить до счастливых времен.

Не наступил еще тот момент, когда мы могли бы вслух и не стесняясь сказать, что денег хватает на все ключевые мероприятия и программы.

За далью - даль

Петербург впервые за десять лет заявил о бюджетном профиците еще на стадии подготовки и рассмотрения финплана. Это заметное достижение. Если анализировать бюджет 1999-го и 2000 года, то можно утверждать, что они были сбалансированными и бездефицитными.

Смета 2001 года показала лишь в процессе своего исполнения, уже под конец года, что в ней скрыт солидный профицит. А только что принятый бюджет 2002-го изначально создавался с учетом превосходства доходов над расходами.

Конечно, отметил И. Михайлов, нам далеко до горизонтов процветающей Москвы, казна которой превышает 200 млрд руб. Но не грех учесть: Москва с ее прочными купеческими традициями - не только столица России, но и бесспорный центр деловой активности.

Но и Петербург уверенно идет по восходящей линии. В Смольном выстраивают оптимистичную перспективу: довести бюджет к 2004 году (то есть периоду после 300-летия) до 100 млрд руб. Причем сюда не попадут те 160 млрд руб., которые (хотим мы того или нет) будут уходить в федеральные закрома.

Дело теперь за малым: успешно начать будущий год и хорошо завершить его.

Яков ЕВГЛЕВСКИЙ


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]
ъМДЕЙЯ ЖХРХПНБЮМХЪ