[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка за 2001 год ] [ "Экономика и Время" ] [ поиск ]

Экономика и Время No 47(384),

Российская логистика заиграет по петербургским нотам

Россия недостаточно уделяет внимания транспортной логистике. Между тем на эти цели по международной программе "Евро-Россия" заложены солидные средства, из которых РФ достается меньше, чем это было бы возможно.

Председатель совета директоров компании ELC (Финляндия) Микко Хаапанен считает, что основная проблема - грамотно составить заявку: проекты должны вписываться в определенные рамки и способствовать развитию международной торговли. Финляндия заинтересована в развитии торговли с Россией, поэтому готова посодействовать в получении финансирования под логистические проекты в рамках программ "Евро-Россия" и TEDIM.

Сейчас ряд зарубежных компаний, развивающих совместный с Россией бизнес, участвует в пилотных проектах "Евро-Россия" и TEDIM. Среди них наиболее удачным считается опыт компании Electrolux.

Менеджер по логистике финского филиала Electrolux Хейкки Юлинен рассказал, что пока в Россию ввозятся готовые изделия из Италии, однако сегодня стало очевидным, что производство выгоднее организовать в России. Уже есть проект строительства завода по выпуску стиральных машин в Петербурге мощностью 300 тыс. изделий в год.

На первом этапе здесь будет лишь линия сборки комплектующих из стран ЕС. Через год после ввода завода в эксплуатацию планируют выпускать по 10 тыс. машин. Причем часть готовой продукции намечается реализовывать в Финляндии.

В ближайшей перспективе - двухзвенные цепочки транспортировок: сначала груз везут по железной дороге, потом - на автотрейлерах до предприятия в Петербурге. По мере расширения производства задачи службы логистики усложнятся. Ведь некоторые комплектующие намечено выпускать на предприятиях Петербурга.

Торгово-промышленная палата Петербурга помогла компании Elecrtolux провести тендер, по итогам которого из 150 предприятий выбрано 40 претендентов в субподрядчики.

После того как в Петербурге у компании появятся партнеры, потребуется состыковать производство не только с международными цепочками грузоперевозок, но и с системой внутригородских доставок. Причем так, чтобы избежать промежуточного хранения комплектующих и крупных партий готовой продукции (это повысит конкурентоспособность шведских стиральных машин). Сегодня при одинаковом качестве с другими аналогичными изделиями Electrolux на петербургском рынке проигрывает им в цене...

Вслед за иностранными предприятиями в пилотные проекты программы "Евро-Россия" включены и российские компании. Среди них - петербургские ОАО "Морион", "Консорциум "Форт Росс", завод "Пирометр" и выборгское ЗАО "Трафо".

Торгово-промышленная палата Петербурга помогает продвинуть и другой проект, в котором заинтересованы финны. М. Хаапанен полагает, что в Петербурге следует активизировать деятельность технопарков и бизнес-инкубаторов. А катализатором могут послужить общие проекты с европейскими технопарками и бизнес-инкубаторами.

Сегодня в Петербурге три технопарка, которые готовы к совместной деятельности с Европой. Однако для налаживания реальных контактов необходимы инвестиции. Они есть, но при соблюдении ряда условий. Одно из них - оптимизация затрат на логистику и научные разработки. Это можно сделать, если в Петербурге объединят соответствующие структуры технопарков единой компьютерной сетью. Тогда станет возможно стереть пространственные и управленческие барьеры между многочисленными удаленными разработчиками. А их ряды планируется пополнить, привлекая научные кадры из петербургских университетов.

С чем связан такой интерес к Петербургу? Сегодня в Европе снижается роль границ. Свобода передвижения товаров и людских ресурсов рождает новые проблемы. Появляется новый вид конкуренции - глобальный. Европейскому союзу предстоит определиться, кого считать самым опасным конкурентом.

Эксперты ЕС все чаще отводят эту роль азиатским странам. Особенно их беспокоит усиление экономики Китая, который интенсивно осваивает высокие технологии.

Петербург в этом смысле рассматривается как крупный центр связи России с Европой. Однако для усиления этой роли здесь необходимо развивать транспортную логистику, которая откроет дополнительные возможности для расширения сбыта.

М. Хаапанен обращает внимание на то, что многие проекты электронного взаимодействия с иностранными компаниями ориентированы на Финляндию. Поэтому проще всего будет для начала состыковать сети Петербурга, к примеру, с Коткой или с Иматрой, а через них - с другими логистическими центрами ЕС.

В свою очередь Петербург может стать посредником и для остальных российских регионов в дирижировании транспортными потоками. Под такие проекты и возможно получить финансирование по проектам ЕС.

Александр ВОЕВОДИН


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]
ъМДЕЙЯ ЖХРХПНБЮМХЪ