[ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка за 2001 год ] [ "Экономика и Время" ] [ поиск ]

Экономика и Время No 48(385),

"Гепард" на службе

В Северодвинске спущена на воду подводная лодка нового поколения "Гепард" из серии самых быстрых и бесшумных атомных субмарин в мире. По классификации НАТО относится к классу "Акула-2". Если АПЛ "Курск" предназначался, прежде всего, для уничтожения береговых целей, то "Гепард" создан для борьбы с субмаринами противника, хотя официально это многоцелевая лодка. При сдаче лодки Северному флоту присутствовал Президент РФ В. Путин.

Основные характеристики атомохода "Гепард": дедвейт 2,77 тыс. тонн, скорость 33 узла, глубина погружения 600 метров, экипаж 63 человека. На вооружении до 24 крылатых ракет.

Главный инженер Северного машиностроительного предприятия Владимир Пастухов при спуске "Гепарда" напомнил, что на этой верфи новые атомоходы не сдавали с 1996 года. Последней была атомная субмарина "Томск" - однотипная с "Курском". В эпоху СССР в Северодвинске спускали на воду до 6 атомных подлодок ежегодно. Проектировалась новая лодка в Петербурге - в КБ "Малахит" при участии специалистов ЦКБ "Рубин".

Знаменательное событие было омрачено двумя обстоятельствами. Во-первых, моряки не зря говорят: как судно назовут, так оно и поплывет. Называть судно в честь геройски погибшего корабля - флотская традиция. Однако российскую подлодку с таким же названием, спущенную на воду в 1915 году, не все историки признают погибшей во время 1-й мировой войны. Она не вернулась на базу в 1917 году, и дальнейшая ее судьба неизвестна... Поэтому лодку точнее считать без вести пропавшей. А это уже, по морским суевериям, тяжелая "карма". Особенно в свете гибели "Курска"...

Во-вторых, сдача новой субмарины проходила на фоне "зачистки" командования ВМФ. Владимир Путин отправил в отставку или понизил в должности 14 адмиралов и высокопоставленных офицеров. Говорят, Генпрокурор РФ В. Устинов не ожидал, что его доклад вызовет такую реакцию.

Дело в том, что после перестройки у России остался единственный флот, способный выполнять серьезные боевые задачи, - Северный. Не указывают ли последние кадровые перестановки, что и он оказался недееспособен? Ведь кроме командующего Северным флотом адмирала Вячеслава Попова и его ближайшего окружения, за серьезные нарушения наказаны еще и те, кто возглавлял в Москве управления боевой подготовки, эксплуатации и ремонта, поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ...

Вывод кажется настолько ошеломительным, что многие эксперты просто отказываются в него поверить. И выдвигают иные версии. Говорят, руководство Северного флота на самом деле обладало достаточными знаниями и опытом, чтобы поддерживать его боевую мощь даже в условиях хронического недофинансирования. А поплатились высшие офицеры за излишнюю самостоятельность в суждениях по поводу ряда правительственных реформ. Например, у командующего Северным флотом были конфликты с Минтрансом РФ: он считал, что "преобразования в этой сфере (то есть в морском бизнесе - Б. У.) должны осуществляться на основе создания качественной законодательной базы без дестабилизирующих действий".

С мнением командования элитного соединения ВМФ чиновники вынуждены были считаться. А это вызывало раздражение в Москве... И в конце концов гибель "Курска" стала лишь поводом для принятия карательных мер. Опытом и знаниями высших офицеров воспользовались для выполнения сложнейшей операции по подъему затонувшей подлодки, а потом - перетасовали кадры...

Другие специалисты полагают, что на Северном флоте ситуация действительно год от года ухудшалась. Поэтому восприняли кадровые перестановки как должное. Говорят, В. Путин и раньше был в курсе дела, но долгое время отказывался верить в очевидное и потому оттягивал хирургическое решение... Возможно, утверждают третьи, Президент РФ не отправил раньше в отставку адмирала В. Попова, потому что заставил провинившихся сначала исправить ошибки. И только затем снял с них стружку...

Борис УШАКОВ


[ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]
ъМДЕЙЯ ЖХРХПНБЮМХЪ