[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка за 2001 год ] [ "Экономика и Время" ] [ поиск ]

Экономика и Время No 48(385),

Наши самолеты собирают потерянных пассажиров

После терактов в США большинство авиакомпаний в различных странах приняли меры по повышению безопасности полетов. Между тем российские воздушные предприятия продолжают работать в обычном режиме... Однако достаточно ли этих средств?

Сегодня люди до сих пор не избавились от страха летать самолетами. В конце сентября - начале ноября многие авиакомпании из-за этого оказались в критическом положении. В Италии, например, национальный воздушный перевозчик Alitalia сообщил о сокращении 5,2 тыс. рабочих мест.

Аналогично вынуждена была поступить голландская авиакомпания KLM. С ноября количество выполняемых самолетами этой компании рейсов уменьшилось на 15%. Объявлено об увольнении 2,5 тыс. и переводе на сокращенную рабочую неделю 12 тыс. сотрудников, а оставшиеся служащие должны готовиться к значительному сокращению зарплаты. Потери KLM после 11 сентября из-за уменьшения числа пассажиров на 5% компания оценивала в октябре в 50 млн евро.

На грани банкротства оказалась швейцарская Swissair. Ей предстояли серьезная реструктуризация и частичная продажа бизнеса. Из компании уволена значительная часть персонала. "Свободное падение" Swissair увлекло за собой и бельгийскую авиакомпанию Sabena, 49,5% акций которой принадлежат швейцарской авиакомпании. И она уволила 1,4 тыс. сотрудников.

Пошатнулось финансовое положение даже такого кита среди авиаперевозчиков, как British Airways. Так или иначе, спрос на услуги большинства международных авиакомпаний упал. Ведь орудием возмездия террористы выбрали именно гражданские самолеты...

На Западе усиливают безопасность полетов

Осенью зарубежные авиакомпании вынуждены были ужесточить меры по безопасности полетов, чтобы остановить рост страховых взносов. Увеличившиеся расходы немедленно отозвались на прибылях авиакомпаний, что привело к увеличению цен на билеты и ставок на грузоперевозки. Как следствие - сжатие спроса на рынке, которое привело к сокращениям персонала и воздушного тоннажа.

Это заставило США выделить $5 млрд субсидий и $10 млрд в виде гарантий по кредитам национальным авиаперевозчикам. Аналогично поступили и в странах ЕС, предоставив своим авиакомпаниям страховые гарантии по рискам, связанным с террористическими актами или войной.

Только после этих финансовых вливаний на мировом рынке наметился рост индексов в секторе услуг, связанных с авиаперевозками...

В России работают в обычном режиме

Российские авиакомпании все это время вели себя так, будто на международных перевозках, обслуживаемых их самолетами, особых перемен нет.

Информация о понесенных потерях не поступает. Наоборот, в печать просачиваются сведения о том, что ряд российских авиаперевозчиков даже сумел воспользоваться проблемами иностранных компаний. Скажем, "Аэрофлот" сумел переманить пассажиров на некоторых традиционных маршрутах с самолетов Swissair на свои воздушные суда. В результате на ежедневной линии Москва - Женева вместо "боингов" "Аэрофлот" поставил более вместительные аэробусы А-310.

Считается, что ведущие российские авиакомпании готовы среагировать и локализовать любую внешнюю угрозу безопасности полетов. В частности, в авиакомпании "Пулково" создана многоуровневая система обеспечения авиационной безопасности, с помощью которой служба безопасности "Пулково" (около 600 сотрудников) координирует свои действия с линейным отделом внутренних дел, ФСБ, таможней и Федеральной пограничной службой.

Ужесточение мер безопасности, как утверждают в "Пулково", было связано с обстановкой в Чечне. За последние три года только в оборудование по безопасности "Пулково" инвестировано около $5 млн. Кроме того, в России всегда существовал стопроцентный досмотр вещей пассажиров перед каждым вылетом, чего не практиковали авиакомпании других стран.

Поэтому сегодня, когда все мировые авиакомпании озабочены дополнительными мерами безопасности, в российских авиакомпаниях продолжают работать в привычном режиме. Исключение составили лишь такие новшества, как запрещение перевозить в ручной клади любые колющие и режущие предметы.

Впрочем, не секрет, что оружие сегодня несложно замаскировать в разобранном виде под совершенно безобидные на вид вещи...

Александр ВОЕВОДИН


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]
ъМДЕЙЯ ЖХРХПНБЮМХЪ