[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка за 2001 год ] [ "Экономика и Время" ] [ поиск ]

Экономика и Время No 48(385),

Северный транзит опускает крылья

В Министерстве транспорта РФ скептически относятся к амбициозному проекту по развитию международных авиаперелетов через Северный полюс.

Россия не хочет вкладывать средства в проект "Северный мост", который около трех лет назад был предложен швейцарской финансово-инжиниринговой компанией ASG Group. Он оценивается в $4-4,5 млрд, из которых $2,9 млрд якобы уже найдены швейцарцами.

Недостающие средства рассчитывали найти в России, но в Министерстве транспорта РФ наотрез отказались участвовать в "бесперспективной затее" по организации перелетов из Северной Америки в Восточную Азию через Северный полюс и российские территории.

По кроссполярным маршрутам трансконтинентальные пассажирские самолеты, вылетев из Нью-Йорка, могли без промежуточных пересадок достигать, например, Гонконга за 10-11 часов. С 1997-го до января 2001 года межправительственная координационная группа проводила по таким маршрутам демонстрационные перелеты. С февраля 2001 года были открыты регулярные рейсы 3-4 воздушных машин в день.

Директор ASG Group Андрей Черепов полагает, что рейсов могло бы быть и больше. Однако возникают проблемы, связанные с несовершенством российской системы управления воздушным движением, которая не позволяет обслуживать достаточное количество воздушных судов.

Проблема в том, что сегодня сеть российских станций автоматического контроля за полетами пассажирских лайнеров охватывает не все регионы. Причем базируется сеть в основном на наземных станциях, которые связаны между собой релейной связью в УКВ-диапазоне.

Спутниковые системы слежения применяются только на Дальнем Востоке. Они обслуживают внутренние трассы на Магадан и Чукотку, а также некоторые международные линии, в частности из России в Китай и в Японию. На северных трассах слежение за воздушными судами в некоторых районах ведется вручную, потому что эфир изобилует радиопомехами.

На 70-й широте единственный вид связи - высокочастотный. Мобильная связь в этом районе отсутствует, а значит, гарантию безопасности полетов иностранных пассажирских самолетов, которые следуют транзитом через российский Север в США или страны Азии, сложнее обеспечить.

Поначалу предполагалось, что связь здесь сможет обеспечить система спутниковой связи "Иридиум". Однако этот проект приостановили по ряду причин. В том числе потому, что американской службе не понравилась система защиты сети, вскрыть кодировки которой ей не удавалось. В результате появилось заключение экспертов о том, что стандарты "Иридиум" якобы плохо стыкуются с международными системами спутниковой и сотовой связи.

Как альтернативный вариант американцы предлагали использовать в России американскую систему спутниковой связи "ТЕТРА". В Минтрансе РФ вроде бы даже согласились. Однако до сих пор так и не приняли решения, в каком же стандарте планируется развивать единую систему связи и управления безопасностью полетов в дальнейшем. Вероятно, тут не обошлось без вмешательства российских спецслужб, которые не слишком доверяют американским спутниковым сетям...

Такова ситуация, на фоне которой ASG Group предложила свой вариант создания единой системы управления движением в воздушном пространстве над Россией. Для обслуживания проекта "Северный мост" планировалось построить ряд дополнительных навигационных станций и создать в сотрудничестве с "Росавиакосмосом" систему спутниковой связи, которая станет прообразом для единой сети управления авиаперевозками в России.

По мнению экспертов Минтранса РФ, "Северный мост" после 11 сентября потерял свою привлекательность для инвесторов. Ведь количество заявок на кроссполярные перелеты в последнее время резко сократилось. Поэтому Российское государство не видит перспектив для госвложений в проект ASG Group: они в первую очередь принесут прибыль зарубежным частным компаниям, а не пополнят российский бюджет...

Сопротивление в Минтрансе РФ встретил и проект "Северная территория", который продвигают компании Conoco и "ЛУКОЙЛ". Дело в том, что он предусматривает вторжение на российский рынок авиаперевозок самолетов компании Boeing, которая в нынешней тяжелой для мирового авиастроения ситуации заинтересована в российском рынке.

Только нужны ли здесь американские машины? Не лучше ли заказать новые самолеты у отечественных производителей? К тому же у нашей страны есть своя федеральная программа развития авиации на российском Севере. И в ней особое внимание уделяется малой авиации. С учетом платежеспособности населения РФ восстановление такой сети воздушных сообщений выглядит наиболее привлекательным.

Борис УШАКОВ


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]
ъМДЕЙЯ ЖХРХПНБЮМХЪ