[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка за 2001 год ] [ "Экономика и Время" ] [ поиск ]

Экономика и Время No 48(385),

Газ и нефть будут перевозить атомными подлодками

В рамках V Международной конференции RAO-01 "Освоение шельфа арктических морей России" и IV Международной выставки CIS Offshore-2001 "Нефть и газ шельфовой зоны СНГ" состоялась пресс-конференция с участием члена правления ОАО "Газпром" и председателя совета директоров ЗАО "Росшельф" Бориса Никитина.

"Росшельф" отлично поработал в Баренцевом море, открыв гигантские месторождения - нефтяное Приразломное (кстати, морская ледостойкая платформа для него спроектирована ЦКБ "Рубин") и газоконденсатное Штокмановское.

Мощность одного только Штокмана оценивается в 3 трлн кубометров в год (потенциальные запасы газа на российских шельфах - 52 трлн кубометров, а нефти - 13 млрд тонн), и оно способно три десятка лет снабжать газом всю Европу.

Здесь "Росшельф" трудится на паритетных началах с четверкой компаний. На данный момент закончено ТЭО проекта освоения месторождения, и вскоре будет готов бизнес-план.

"Росшельф" понес некоторые непредвиденные расходы: пришлось пробурить пару дополнительных скважин, каждая из которых обходится в $5 млн. Также возникли определенные проблемы с выбором типа буровой платформы. Из десятка предложенных вариантов остановились на двух, отлично прошедших майские ледовые испытания.

Стоимость платформы - $194 млн, из которых в этом году было освоено $25 млн ($15 млн пошли на реконструкцию цехов для производства "платформного" металла). Весь же проект освоения Штокмана оценивается в десятки миллиардов долларов, а начало добычи ценного сырья намечено на 2008 год.

Теперь к арктическим "копям" добавились огромные, по словам Бориса Никитина, разведанные месторождения в Обско-Тазовской губе (Приямалье). Кстати, поисковые работы продолжает вести дочерняя газпромовская структура "Газфлот", с этого года взвалившая на свои плечи функции бурового подрядчика (до сих пор практиковалась совместная деятельность с ГУП АМНГР). Для этих целей "Газфлот" арендовал буровую установку (СПБУ) "Амазон". Она была построена в 1983 году на норвежских верфях по проекту компании "Густо инжиниринг" и затем модернизирована в Ньюкасле.

На будущий год в Ямбурге появится и второй газфлотовский плавучий буровой комплекс "Обский-1", уже спущенный на воду Тюменским судостроительным заводом. Его рабочая осадка - всего полтора метра, что позволит производить разведку на мелководье Тазовской губы.

Начата модернизация и на флагмане "Газфлота" - буровом судне "Газпром-1", оцениваемая в $100 млн. На нем появятся новые системы позиционирования, высокоэффективные буровые комплексы с оборудованием для контроля процесса бурения, исследования и испытания скважин американской фирмы "Халлибертон" и более мощные двигатели. Первый сможет бурить скважины при глубине моря до 2 тыс. метров. Кроме того, примерно через год в Северодвинске будет достроена СПБУ "Арктическая".

Губернатор Архангельской области Анатолий Ефремов озвучил на пресс-конференции оригинальный способ подводной транспортировки нефти и газа с буровых платформ. Специально переоборудованная АПЛ, таким образом, сможет пройти под водой весь Северный морской путь, конечно, всплывая при необходимости где угодно.

Анатолий Антонович уверяет, что энергозатраты при подобном варианте ниже, чем при традиционном материковом способе.

Сейчас "Норильский никель" разрабатывает совместно с ЦКБ "Рубин" проект переоборудования выведенной из состава ВМФ АПЛ (грузоподъемностью 10 тыс. тонн) под транспортировку сухогрузов. "Рубин" же примет участие в реализации не менее смелого проекта нефтегазовой подлодки.

Семен СТАРИЦКИЙ


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]
ъМДЕЙЯ ЖХРХПНБЮМХЪ