[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка за 2001 год ] [ "Экономика и Время" ] [ поиск ]

Экономика и Время No 48(385),

Мороженое в России любят, но едят мало

Очередное заседание "Союза товароведов Петербурга", состоявшееся в ноябре, было посвящено современным технологиям производства мороженого.

Древние люди тоже любили мороженое

О мороженом знали еще до нашей эры. К примеру, в Китае большой популярностью пользовались десерты: замороженная смесь воды с натуральными фруктами, или же сок со льдом. Историки утверждают, что Александр Македонский любил пить вино со льдом и молоком. А самые первые рецепты изготовления замороженных блюд привез из Китая в Европу легендарный путешественник Марко Поло.

Любимое многими мороженое появилось во Франции в 1700 году благодаря итальянцам. Уже тогда итальянские мороженщики задумывались над проблемой продвижения нового лакомства в другие страны. Вскоре мороженое появилось в Америке и Англии.

В России о мороженом узнали только в эпоху Петра I. Но в то время продукт был очень дорогим и простым людям фактически не по карману. Долгое время, вплоть до революции, мороженое в России изготавливали кустарным способом.

Самое популярное лакомство на планете

Сегодня производство мороженого - это мощная индустрия, а сам продукт - один из самых популярных в России. Хотя до сих пор в нашей стране мороженого едят значительно меньше, чем в странах Европы и США (в России среднедушевое потребление мороженого в год составляет 2-3 кг, а в Америке - 12-15 кг).

Российские хладокомбинаты ежегодно выпускают около 340 тыс. тонн мороженого при потенциальной мощности 600 тыс. тонн, то есть производственные мощности отечественных хладокомбинатов используются всего лишь на 56%. И это пока остается самой острой проблемой отрасли.

Больше всего мороженого производят в Центральном и Западно-Сибирском районах России. На их долю приходится почти 50% от общего объема выпуска мороженого в нашей стране.

Тем не менее, несмотря на сокращение производства, некоторые районы сумели повысить свои показатели. К примеру, в Петербурге в начале года объем выпуска мороженого увеличился в 1,3 раза, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такая же тенденция наметилась в Москве, Липецкой, Пензенской, Новосибирской областях и Алтайском крае.

Цены в большинстве регионов остаются стабильными, а вот в Петербурге, Карелии, Архангельской, Тверской, Владимирской и Костромской областях розничные цены снизились.

Новый ГОСТ открывает новые перспективы

Как отмечалось на заседании "Союза товароведов Петербурга", в скором времени у многих отечественных производителей мороженого могут появиться более выгодные условия для работы на рынке: с начала нынешнего года Всесоюзным научно-исследовательским институтом холодильной промышленности разрабатывается новый ГОСТ. Эта работа должна быть закончена к концу года.

По мнению специалистов, старым ГОСТом мороженщики практически не пользуются. Предполагается, что по новым стандартам мороженое будет классифицироваться по массовой доле жира: высокожирное, жирное, классическое и низкожирное. А по содержанию различных немолочных жиров - в зависимости от применения пищевых ингредиентов.

Разумеется, разработка нового ГОСТа нацелена прежде всего на повышение качества российского мороженого.

На вкус и цвет товарища нет?

Как отметили товароведы в ходе заседания, вкус и аромат должны быть характерными для каждого вида мороженого и используемого сырья. Консистенция должна быть однородной, плотной, без ощутимых комочков жира и стабилизатора. Для молочного мороженого допускается снежистая консистенция. Если же продукт имеет хлопьевидную или песчанистую структуру, это говорит только о его низком качестве.

Цвет мороженого также соответствует определенным стандартам. Он должен быть однородным, а если применяется краситель, то цвет мороженого зависит от красителя. В случае использования плодов, ягод, фруктов и других наполнителей цвет может быть неравномерный.

На суд экспертов мороженое представили три петербургских производителя: "Хладокомбинат N 1", "Петрохолод" и "Талосто". Товароведы положительно оценили не только вкус, но и упаковку продукции петербургских хладокомбинатов.

Вера КОШЕЛЕВА


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]
ъМДЕЙЯ ЖХРХПНБЮМХЪ