[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка за 1999 год ] [ "Мир денег" ] [ поиск ]

Мир денег No 13(57), 6 декабря 1999

Ижорские заводы уповают на трех китов
У известного питерского предприятия забрезжила благоприятная перспектива.

В России, кроме банков и финансовых пирамид, есть еще и промышленность. Примерно такими словами охарактеризовал современное состояние экономики страны на прошедшей недавно в Петербурге международной выставке "Российский промышленник-99" генеральный директор ОАО "Ижорские заводы" Евгений Сергеев. Трудно с ним не согласиться, правда, с одной оговоркой. Большинство промышленных предприятий страны находятся пока в реанимационных покоях. А оттуда, как известно, два пути: либо в палату выздоравливающих, либо... Ижорские заводы относятся к первому типу. Однако и у этого столпа тяжелой индустрии существует масса проблем. Судите сами.

На 1 января текущего года убытки предприятия составили 300 млн руб., общая кредиторская задолженность - около 2,830 млрд рублей (!), из которой 40% - долги естественным монополиям (газ, вода, электроэнергия), а остальное - долги в бюджетные и внебюджетные фонды. Даже учитывая тот факт, что значительная часть задолженности состоит из пени и штрафов, руководству "Ижоры" есть о чем задуматься.

Очевидно поэтому первый сигнал к началу реформирования производства прозвучал внутри завода. Толчком к решительным действиям стала покупка контрольного пакета акций Кахой Бендукидзе, известным в стране и за рубежом финансистом и заводовладельцем. На сегодняшний день Кахе Автандиловичу, по нашим данным, принадлежит в общей сложности около 67% акций Ижорских заводов.

С покупкой "Ижоры" можно уверенно говорить о появлении в России крупнейшей корпорации тяжелого машиностроения, куда входят "Уралмаш" (Екатеринбург), завод "Красное Сормово" (Н. Новгород), Волгоградский завод буровой техники и др. Сам же Бендукидзе еще в феврале не без гордости заявил, что его корпорация занимает лидирующие позиции на отечественных рынках металлургического, горнодобывающего, бурового оборудования и оборудования для АЭС.

Здесь, как нам кажется, Каха Автандилович немного лукавит, точнее, выдает желаемое за действительное. Нет, безусловно, все названные выше предприятия, собранные под одной крышей, представляют собой огромный, сложный технологический организм, подобного которому действительно в России не было. Но надо признать и другой факт. Все части (предприятия) этого организма функционируют пока в разных режимах и с разной отдачей. Техническое состояние заводов далеко от современных требований. В частности, в развитие производства на Ижорских заводах за последние 10 лет не вкладывалось ни копейки, поэтому говорить о лидирующих позициях, по крайней мере, по мировым стандартам, преждевременно.

Тем не менее процесс преобразований на "Ижоре" начался и стремительно набирает обороты. Главное, чтобы все изменения на предприятии укладывались в рамки "Концепции реформирования промышленных предприятий Санкт-Петербурга", согласно которой Ижорским заводам необходимо, на первом этапе, привести организационную и производственную структуры, размеры мощности, имущества и занимаемой земли в соответствие с платежеспособным спросом на выпускаемую продукцию.

Наряду с этим необходимо эффективно управлять финансовыми потоками предприятия. Ну а на втором этапе - закрепить результаты реструктуризации.

Администрация Петербурга лояльно настроена по отношению к таким предприятиям и обещает им всяческую поддержку. Разумеется, руководство города не спишет свою часть кредиторской задолженности с Ижорских заводов и не окажет финансовую помощь (самим не хватает). Зато оно может предоставить отсрочку по выплате долгов в городской бюджет и остудить на время пыл монополистов и кредиторов (последних у "Ижоры" несколько сотен).

Российское правительство, в свою очередь, подписало в сентябре долгожданное для промышленников постановление о реструктуризации задолженностей предприятий перед федеральным бюджетом. Согласно этому документу, если в течение двух месяцев предприятие своевременно выплачивает текущие платежи в федеральный бюджет, то рассрочка составит 10 лет. Ну а уж если предприятие исправно платит по счетам в течение четырех лет, то простят все пени и штрафы.

Как видим, перспектива у Ижорских заводов благоприятная. Самое важное - не сбиться с выбранного курса. Скоро будет составлен бизнес-план реструктуризации производства. Этим занимается питерская исследовательско-консультационная фирма "Альт", которая, кстати, работала до этого с г-ном Бендукидзе на других заводах корпорации.

Весь процесс реформирования базируется на трех китах: реструктуризация бизнеса, имущества и задолженности. Все они тесно переплетены между собой и друг без друга не имеют смысла.

В первую очередь, необходимо определить, какими же реальными ресурсами обладает "Ижора", и приступить к выплате долгов. Полное решение этой проблемы потребует нескольких лет, однако час избавления от тяжкого бремени можно приблизить за счет частичного погашения задолженности активами. Для этого, по словам руководителя "Альта" Ирины Смолко, нужно выделить ту часть активов, которую меньше всего жалко. На сегодняшний день портфель таких активов составлен и включает в себя долю "Ижоры" в дочерних предприятиях производственного характера, большое количество не использующегося оборудования, объекты соцкультбыта, часть дебиторской задолженности и т.д.

Идея реструктуризации бизнеса - основной элемент бизнес-плана - заключается в построении полноценной компании, имеющей несколько видов деятельности. Причем данный тезис предполагает наличие всей производственной цепочки - от разработки до сервиса. Сейчас же можно констатировать, что огромные суммы денег, и это замечание касается многих российских предприятий, проплывают мимо Ижорских заводов. Взять, к примеру, атомное оборудование. Петербургские машиностроители лишь изготавливают его, тогда как в портфеле "атомных" заказов их западных коллег изготовление занимает только четвертую часть, намного больше они зарабатывают на поставке АЭС отдельных компонентов.

Выпуск продукции для атомных станций - особая боль для руководства "Ижоры". И, пожалуй, в этом направлении предприятие делает первые шаги. Причина тут кроется в мировом кризисе атомного машиностроения. В среднем объемы ввода новых атомных реакторов в мире снизились в 8 раз, поэтому за те заказы, которые сегодня все-таки имеются, развернулась острая конкуренция. Выходом из тупика в этой сфере для Ижорских заводов могло бы стать увеличение объемов продаж комплектующих деталей к уже построенным станциям и реанимация российской атомной программы.

Несмотря на это, Ижорские заводы изготавливают сейчас четыре реакторных комплекта для АЭС: один отправился в Бушер (Иран), два - в Ляньюньган (Китай), один - в Сосновый Бор (Ленобласть). Кроме того, ведутся переговоры о возможной поставке атомного оборудования в Индию, Армению, Казахстан и другие страны.

Более благоприятные прогнозы специалисты предсказывают металлургическому комплексу и производству тяжелых горных экскаваторов. И хотя выпуск последних по сравнению с доперестроечными временами сократился более чем в 10 раз, ожидается увеличение объемов продаж. Вероятно, это произойдет в связи с износом подобной техники в стране. Наряду с этим, повторимся, на заводе осознали, что большие деньги можно и нужно забирать себе, а для этого необходимо организовывать центры сервиса. К тому же, возможно, произойдет интеграция с "Уралмашем", где также производят экскаваторы. Бессмысленно тратить ресурсы предприятий и выступать на рынке в качестве конкурентов, а не партнеров.

Возвращаясь к металлургическому профилю предприятия, отметим, что Ижорские заводы славятся умением отливать уникальные металлургические заготовки, так называемые деликатесы, для энергетиков, атомщиков, военно-промышленного комплекса.

Однако в этом случае завод нуждается в модернизации металлургического комплекса. И если на реализацию первого этапа модернизации, на которую, по расчетам, требуется 7 - 10 млн долларов, деньги у предприятия найдутся, то вот для второго этапа - около 200 млн долларов - у "Ижоры" денег нет.

Трудно сейчас сказать, где руководство Ижорских заводов намерено взять столь серьезную сумму (и это только на металлургический комплекс). Думается, первые лица предприятия надеются не столько на большой производственный потенциал завода и ожидаемые заказы, сколько на финансовую хватку Бендукидзе. И

Каха Автандилович действительно это не раз доказывал. Так, например, "Уралмашу" - единственному из российских промышленных предприятий - удалось перед памятным для всех кризисом 1998 года разместить на фондовом рынке эмиссию на 40 млн долларов, часть из которой была инвестирована в названный завод, а другая часть пошла на приобретение акций Ижорских заводов.

Не случайно и недавнее появление в Петербурге филиала "Промторгбанка", куда уже переведены счета "Ижоры" и входящей в корпорацию Бендукидзе судостроительной фирмы "Алмаз".

В любом случае для успешного проведения реструктуризации руководителям Ижорских заводов необходима качественная и продуманная работа со всеми заинтересованными сторонами, что позволит привлечь на предприятие достаточное количество ресурсов и заказов. Ну а помощь со стороны главы машиностроительной империи и правительства Петербурга уже гарантирована.

Андрей ТЕПЛОУХОВ


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]
ъМДЕЙЯ ЖХРХПНБЮМХЪ