[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка за 1999 год ] [ "Мир денег" ] [ поиск ]

Мир денег No 13(57), 6 декабря 1999

У области появился свой топливный союз
Одно из важных событий на региональном рынке последних месяцев - создание Ленинградского областного топливного союза (ЛОТС). И хотя учредительные документы этого некоммерческого партнерства еще находятся в территориальном управлении Министерства антимонопольной политики, союз стал реальной силой. О

н уже вошел в российский топливный союз (РТС) и подписал соглашение с комитетом по топливу администрации Ленинградской области. По сути, ЛОТС будет определять правила игры на областном нефтяном рынке. Таким логичным образом состоялся корпоративный передел регионального рынка. Некоммерческому партнерству "Санкт-Петербургский нефтяной клуб" достался мегаполис, его областному визави - губерния, что тоже неплохо.

Учредителями нового объединения нефтетрейдеров стали четыре фирмы "Фаэтон", "Арис", "Велиор" и коммерческая информационная служба "Купол", которая специализируется на мониторинге рынка. Отцом-основателем союза эксперты единогласно называют президента "Фаэтона" Владимира Хильченко. У Владимира Ефимовича были свои глубинные причины для этого. В свое время он вместе с руководителями некоторых других фирм стоял у истоков городского "Нефтяного клуба", а "Фаэтон" являлся одним из семи учредителей клуба. В январе 1999 года эта компания демонстративно покинула некоммерческое партнерство. По двум основным причинам. Во-первых, г-н Хильченко считает, что "Нефтяной клуб" стал карманной структурой ПТК (в совет директоров ассоциации входят представители четырех фирм "ПТК-холдинга" из семи мест в совете клуба). Во-вторых, президентом клуба стал чиновник - директор Лицензионной палаты Сергей Ветлугин, который и представляет нефтяников в совете по нефтепродуктообеспечению администрации города. А Владимир Хильченко убежден, что корпоративные интересы в правительстве должны представлять профессионалы рынка.

По словам президента "Фаэтона", областной топливный союз - это не противовес "Нефтяному клубу", а просто другая ассоциация, исповедующая другие принципы. В ЛОТС не будет ни президента, ни членских взносов, ни офиса. Последнее, по мнению г-на Хильченко, немаловажно - арендуя офис и приводя в порядок помещения, участники союза как бы делают подарок хозяину здания. Семинары и деловые встречи можно проводить на территории любого участника ЛОТС. В союз входят пока четыре фирмы, инициативная группа приглашает поучаствовать в нем и другие компании (в области работает около сотни операторов). Но не на основе членских взносов, а на основе кодекса чести, который является важнейшим документом ЛОТС. Достоинства кандидатов будут оценивать отцы-основатели. Приемная комиссия (тот же Хильченко) знает, чего ожидать от той или иной фирмы, и недобросовестным торговцам (это особо подчеркнул президент "Фаэтона") дорога в союз заказана. Фирмы, которые фальсифицируют бензин, уходят от налогов, работают на допотопном оборудовании, г-н Хильченко знает поименно. В экспертный совет при комитете по топливу войдут только профессионалы, которым доверяет областная администрация.

Включение в инициативную группу фирмы "КИС-Купол", по мнению Хильченко, несомненный плюс для ЛОТС. Эта служба для операторов рынка - не конкурент, а опыт работы с нефтяными компаниями, свежий взгляд на вещи, позволит "КИС-Куполу" организовать в союзе эффективное информационное поле. Словом, ЛОТС намерен стать не закрытым клубом, а действенной организацией, благо инвестиционный климат в области гораздо благоприятнее, чем в Петербурге. Земля под АЗС, например, стоит на порядок дешевле, чем в мегаполисе.

Эксперты "МД" согласны с Владимиром Хильченко - городской "Нефтяной клуб" можно назвать "Клубом имени ПТК". Будет ли областной топливный союз "союзом имени "Фаэтона" - покажет ближайшее будущее.

Как и предсказывал "МД", после гибели Павла Капыша Балтийская финансовая промышленная группа распадается на удельные княжества, она лишилась былого влияния на оптовом рынке. БФПГ ранее перерабатывала в Киришах до 500 тысяч тонн давальческой нефти, а сейчас ее нишу заняли "ЛУКойл" и несколько других компаний. Треугольник сильнейших региональных российских операторов распался, и теперь погоду на рынке определяют две структуры - "ПТК-холдинг" и "Фаэтон". В последний месяц они открыли по одному новому АЗК, причем комплекс "Фаэтона" на Пряжке получился аж двухъярусным, с кафе на втором этаже. Эта компания во втором полугодии резко усилила позиции на розничном рынке, купив фирму "Велиор" с семью АЗС в Петербурге и на трассах области.

Основной иностранный конкурент российских компаний - Neste St. Petersburg - несколько месяцев был занят организационными хлопотами - готовился к альянсу с норвежским гигантом Statoil. Но союз финского концерна Fortum (куда входит Neste) с норвежцами так и не состоялся. Что не поделили компании - коммерческая тайна, но с 1 января 2000 года (так прогнозировали пресс-релизы Neste) новое совместное предприятие работу в нашем городе не начнет. Тем не менее Stаtoil придет на региональный рынок - самостоятельно. У концерна есть три АЗК в Мурманске, а их топ-менеджеры зондируют почву в Петербурге. П

ридет Statoil - автолюбители только выиграют - у норвежцев высочайшие сервис и репутация и 63 миллиона тонн ежегодно добываемой нефти.

Российский же гигант "ЛУКойл" вот уже два года устами своего хозяина Вагита Алекперова обещает развернуть в Питере огромную розничную сеть. Реально же построены только два АЗК. Эксперты "МД" считают, что Вагит Юсуфович будет и дальше делиться наполеоновскими планами, а реально вскоре завоюет наш розничный рынок другая вертикально интегрированная структура - "Тюменская нефтяная компания". Президент ТНК Семен Кукес не очень любит красоваться публично, но империя его автозаправочных станций ежегодно растет как на дрожжах. В последние месяцы эмиссары ТНК стали все чаще наведываться в Питер.

Сергей ТАЧАЕВ


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]
ъМДЕЙЯ ЖХРХПНБЮМХЪ