[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка за 1999 год ] [ "Мир денег" ] [ поиск ]

Мир денег No 13(57), 6 декабря 1999

Если к другому уходит инвестор
Регионы предлагают льготы: конкуренция еще никому не вредила.

На днях в Шуваловском дворце состоялся Инвестиционный форум Санкт-Петербурга. В его рамках было проведено несколько международных встреч, в частности ежегодный семинар "Региональная инвестиционная политика банков. Инвестиции в реальный сектор экономики" и конференция "Инвестиции. Региональные возможности".

О практике подготовки и продвижения инвестиционных проектов рассказал начальник управления инвестиционной политики КЭПП администрации Петербурга Никита Масленников.

Еще лет пять назад приоритет отдавался детальной разработке инвестиционных проектов, оседавших в каталогах и базах данных. Но за 6 - 8 месяцев конъюнктура менялась, вслед за ней менялась и финансовая схема. Администрация же продолжала толкать подчас неподъемные проекты, пока не осознала, что ее святая обязанность - обеспечение инфраструктуры бизнеса, подготовка территорий, безопасность граждан во всех сферах, прогнозирование ситуации. Сегодня до 70 процентов инвестиций идет на небольшие проекты - "рынок чувствует наши сигналы". По словам Масленникова, мы призваны лучшать инвестиционное законодательство "с упорством маньяков", тем более, что "соседи демпингуют, позволяют себе то, что Петербург, регион-донор, позволить себе не может".

Несколько иную точку зрения высказал президент Международного фонда стратегических инициатив Валерий Трофимов, представлявший Великий Новгород. Инвестор, принимая решение о размещении бизнеса, совершенно не смотрит на льготы. Первое, что его интересует, - наличие правовых гарантий, что условия для бизнеса не ухудшатся. Второе - организация системы преодоления административных барьеров. Размещение проекта - это расчетная величина: логистика, рынки сбыта, затраты на доставку сырья, размер издержек. И эти расчеты не должны подвергаться пересмотру по прихоти местных властей - вот что главное для бизнесмена, вкладывающего свои деньги в регионе. Трофимов против увязки льгот и социальных программ, которые, дескать, придется урезать ради ублажения инвестора: "Если мы создали систему льгот, которая привлекла инвестора, то в доходной части бюджета прошлого периода никаких поступлений от него еще нет. Следовательно, говорить, что мы не можем предоставить льгот, не обделив сферу образования, культуры и т.д., неправомерно. А вот обратная зависимость существует. Если к нам пришел инвестор - можно ждать поступлений и в будущий бюджет".

Что ж, этот подход себя оправдывает: сейчас в области 4 бездотационных района, а был лишь один. Пришедшие на Северо-Запад России "Дирол", австралийская компания "Амкор", английская "Кэдбери" и другие компании выбрали именно Новгород.

Трофимов не видит ничего странного в том, что сама администрация создает систему преодоления собой же воздвигнутых барьеров. Потому что природа проблем переходного периода не экономическая, а ментальная. Новых управленцев в 1992 - 1993 году не появилось. Способна ли администрация в буквальном смысле преодолеть себя? Способна, если понимает, что основная ее задача - обеспечить рост числа рабочих мест. Шаг за шагом сознательная администрация создает инфраструктуру поддержки бизнеса, которой передает эти функции...

Льготы - своего рода наркотик для инвестора. Должен ли регион подкармливать его растущими дозами? Или с какого-то момента надо ужесточать условия?

По мнению Трофимова, льготы нельзя лимитировать, иначе инвестор уйдет в Польшу, Венгрию: "У них и сверху еще насыпают". Законодательство Новгородской области предусматривает освобождение от всех налогов, в части зачисления в муниципальные и региональный бюджеты, на период окупаемости вложенных средств. Есть международная система бухгалтерского учета, вместе с "Артур Андерсен" разработана методика расчета срока окупаемости - она тоже утверждена законом. Тем самым создаются четкие правила игры.

Трофимов высоко оценил законодательство Ленинградской области об инвестициях - как одно из лучших в России в плане стимулов для бизнеса. В свою очередь председатель комитета по внешнеэкономическим и международным связям правительства Ленинградской области Сергей Нарышкин ссылался на позитивный опыт Новгорода как региона-пионера в части привлечения иностранных инвесторов. Но он заметил, что "мы пошли немножко дальше - постарались сделать так, чтобы закон по-настоящему работал, был максимально ясным, прозрачным, понятным, - и разработали ряд подзаконных актов для определения срока окупаемости". Нарышкин высказался против идеи создания единого правового поля для Северо-Запада: каждый регион волен предлагать инвестору льготы в рамках полномочий, которыми наделены субъекты Федерации. Иначе борьба за инвестиции может превратиться в соревнование чиновников. В конечном счете инвестор сам сделает выбор. Так, "Катерпиллер" начал свою производственную деятельность на территории Кировского завода, а потом перевел ее уже на площадку в Тосно.

Итог этой - местами заочной - дискуссии подвел зам. председателя комитета по внешним связям администрации Петербурга Валентин Макаров: конкуренция необходима, она должна выявить лидеров - за ними потянутся остальные. Сделали опережающие шаги Новгород и Ленинградская область, Питер почувствовал: ему наступают на пятки, принял свои инвестиционные законы и неуклонно улучшает их. Дело за немногим: чтобы и федеральное правительство неусыпно думало об инвестиционном имидже России - чтобы она была не менее привлекательной для бизнеса, чем Венгрия и Польша, Китай и Сингапур.

Сергей АРКАДЬЕВ


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]
ъМДЕЙЯ ЖХРХПНБЮМХЪ