[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка за 1999 год ] [ "Мир денег" ] [ поиск ]

Мир денег No 13(57), 6 декабря 1999

Однажды лебедь, рак да щука... в магическом кристалле консалтинга Живем как на вулкане: взрывы, выборы, убийства, стихийные бедствия, техногенные катастрофы... Голова идет кругом, нервы на пределе. Но хочется все же понимать, что и почему происходит. Ясно представлять, что и как нужно делать в конкретной ситуации, чтобы прийти к спокойствию и процветанию.

Есть много желающих попользоваться этим стремлением. Бойкие мальчики и девочки, поднахватавшиеся западных маркетинговых и психологических технологий, вовсю стараются воздействовать на нас, суля эти самые спокойствие и процветание. От них не отстают претенденты на депутатские и руководящие кресла разных размеров. Чтобы наше процветание превратилось из смутного желания в реальность, в первую очередь требуется информация и еще раз информация. Но не те выжимки, которые вызывают в нас запрограммированную реакцию, выгодную тому или иному манипулятору. И не искаженные, случайно дошедшие до нас фрагменты. Нам необходим полноценный поток информации о происходящем, который мы можем воспринять без помех и пропусков. Который мы сможем правильно понять и использовать так, как это нужно нам самим.

Прибегнем к простому примеру. Вы едете на автомобиле и вдруг у него лопается колесо. Информация о происшествии воспринимается, анализируется и понимается: "Ах ты, ... лопнуло!". После установки "запаски" автомобиль снова в состоянии продолжать движение. Здесь коррекция ситуации состоит в том, что в рабочее состояние приводится то, что работало раньше.

Вот пример посложнее. Как известно, правила совместного ведения бизнеса акционерных компаний подлежат регулированию Законом об акционерных обществах. Предположим, что до некоторого момента закон вполне работоспособен. И вдруг на предприятии разгорается внутренний конфликт. При этом если что и растет, так это ущерб предприятию. Над ним нависает угроза банкротства, и закон уже бессилен исправить ситуацию. Суть проблемы в том, что "поломавшиеся детали" надо искать в системе отношений между участниками бизнес-процесса. При ближайшем рассмотрении выясняется, что многие элементы структуры акционерной компании вышли из строя, даже не начав правильно функционировать! Вот реальная конфликтная ситуация, вроде только что описанной.

Директор вместо исполнения воли собственников предприятия приступил к осуществлению своих личных намерений, прикрываясь при этом интересами трудового коллектива. Собственники, почувствовав сопротивление, "навалились" на руководство предприятия, стараясь вытянуть из него как можно больше денег. Государство (то есть чиновную бюрократию) интересуют поступление в бюджет и отсутствие социальной напряженности в виде забастовок. Собственников оно не принимает во внимание и завлекает директоров льготами в обмен на контроль над денежными потоками.

Так какую же "поломанную деталь" следует заменять в этом случае? И кто сумеет это сделать?

На наш взгляд, это может и должен делать ток, кто ставит перед собой конкретную цель - сохранить бизнес и его доходность. Это не просто коммерческая, но и социальная цель. При ее достижении будут и рабочие места, и дивиденды, и поступления в бюджет и внебюджетные фонды. Казалось бы, сам Бог велел прямым участникам бизнес-процесса выполнить "ремонт". Но это вряд ли возможно. У них разные цели, и они в принципе не смогут договориться между собой. Знакомо, правда? "Однажды лебедь, рак да щука...". Наконец, в обстановке конфликта вовлеченные в него люди взбудоражены, разозлены или пребывают в замешательстве.

Стало быть, нужна новая, внешняя сила - консультанты по управлению. И не просто те, кто без запинки произносит слово "consulting", а те, кто возводит в принцип своей деятельности кодекс профессиональной честности. Те, кто понимает, насколько сфера управления и консультирования пронизана тончайшими нитями человеческих отношений, и кто дорожит своей деловой репутацией. Такие консультанты хотят получать вознаграждение именно за сохранение сути и доходности бизнеса, как за конечный результат своего труда.

В чем же будет заключаться коррекция понимания информации в условиях конфликта в акционерном обществе? Сперва надо установить корневую причину противостояния интересов. Семилетний опыт нашей работы в менеджменте и управленческом консалтинге позволяет сделать следующий вывод. Дело даже не в личных амбициях сторон, хотя они могут играть определенную роль. Главное - в непонимании и неприятии правил ведения бизнеса. Люди изначально неверно поняли информацию о способах достижения баланса интересов с другими участниками жизни акционерной компании. Именно это непонимание и подлежит исправлению.

На этапе анализа предстоит установить, информация о каких конкретных обстоятельствах оказалась упущенной или не понятой. А значит, и не воспринятой сторонами должным образом. За исходными посылками должна следовать практическая методика. Ее цель - сделать взаимоприемлемым и работоспособным то, что должно быть таковым согласно нормативным актам. Такая методика уже существует. Разработаны так называемые Основы реструктуризации собственности технологиями группирования. Проще - "орэстэгирование". В рамках этого подхода в первоначальном информационном хаосе выделяются, систематизируются и группируются все важные составляющие жизнедеятельности предприятия - интересы и влияния, активы и ответственность, части бизнеса и финансы, инвестиционный потенциал и так далее. Анализ сгруппированных массивов информации позволяет понять, какие конкретные обстоятельства и кем из участников бизнес-процесса не воспринимаются. После выявления ошибочного мнения важно добиться исправления позиции и заставить стороны увидеть ситуацию такой, какая она есть на самом деле.

И только после этого применять методы реструктуризации собственности. При наличии полного понимания становится возможным достижение баланса интересов. Собственник получает признание своих прав, и ему становятся видны перспективы безопасной эксплуатации собственности. Директор облекается доверием и может работать в рамках договоренностей, зафиксированных в его контракте с собственником. Власти видят ожившее и развивающееся производство. Это и есть структура взаимоотношения после коррекции понимания информации.

Деньги решают многое. Но работа разума не всегда измеряется в денежном эквиваленте. Хотя при вложении в квалифицированного консультанта 1 рубля заказчик получает от 4 до 7 рублей. Цифры - реальные.

Сергей Крижан


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]
ъМДЕЙЯ ЖХРХПНБЮМХЪ