[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка за 1999 год ] [ "Мир денег" ] [ поиск ]

Мир денег No 13(57), 6 декабря 1999

Кто защитит потребителя?
Несмотря на все усилия государственных контролирующих органов и общественных организаций, чаще всего в Петербурге нарушается именно Закон "О защите прав потребителей" - ежедневно десятки тысяч раз. Заместитель руководителя Санкт-Петербургского территориального управления Государственного антимонопольного комитета России Владимир ГАРАБЦОВ считает, что для наведения порядка на потребительском рынке города необходимы единая политика и ряд организационных мер.

- Владимир Васильевич, неужели положение и вправду крайне серьезно?

- Конечно, в сравнении с хаосом начала 1990-х годов дела обстоят в общем-то неплохо. Но если сравнить с тем, как должно быть и как ведется дело в странах Западной Европы, мы не так уж далеко ушли. Вот конкретный, но слишком широко распространенный пример: сегодня большинство жалоб возникает в связи с отсутствием устанавливаемых производителем гарантийных сроков на импортную сложную бытовую технику и обувь. В таких случаях торговые предприятия розничной торговли устанавливают сроки предъявления претензии самостоятельно, ограничивая их всего одним месяцем. В итоге дефекты начинают проявляться как раз по истечении месячного срока. Все это говорит о том, что в Петербург по-прежнему ввозится много недоброкачественных товаров, хотя они и проходят сертификацию.

Ежегодно только в наше Антимонопольное управление с жалобами приходят более 300 потребителей: 32 процента претензий - это как раз конфликты в связи с гарантийными сроками, а также сроками и качеством ремонта, 28 процентов - неудовлетворительное качество товаров и услуг, еще 16 - нарушение прав граждан на безопасность.

В целом же по сравнению с 1992 - 1994 годами, когда рыночные реформы только начинались, львиная часть нарушений потребительских прав переместилась теперь из сферы торговли в сферу жилищно-коммунальных услуг, туризма, средств связи (прежде всего телефонной), пассажирского транспорта, строительства жилья. Появился и совершенно новый вид нарушений - прав пользователей сети Интернет. Если конкретней, то наиболее типичны сегодня: непредоставление необходимой информации о товаре или предоставление ее на иностранном языке; отказы магазинов обменять недоброкачественный товар, в основном импортного производства; нарушение сроков гарантийного ремонта и возврата денежных сумм при расторжении договора купли-продажи; нарушение сроков и других условий договоров по бытовому обслуживанию, туристическим услугам, строительству квартир и индивидуальных домов. Не сокращается также поток жалоб на неудовлетворительное качество коммунальных услуг. Ситуация здесь усугубляется ростом тарифов практически на все виды коммунальных услуг, хотя их качество при этом никак не улучшается.

- Другими словами, в городе работают примерно полтора десятка государственных и общественных организаций, которые неустанно пекутся о потребителях, а эффект не так уж велик?

- Уточню: не так велик, как хотелось бы. Во всяком случае, число нарушений со стороны производителей и продавцов, а равно и жалоб со стороны потребителей, не уменьшается.

- Может быть, многое объясняется тем, что с осени прошлого года начался кризис платежеспособности населения, а потому рынок зачастую ориентируется на дешевые товары не очень высокого качества?

- Да, такая проблема существует. Но, думаю, дело прежде всего не в этом. Опыт западных стран показывает: для цивилизации рыночных отношений в сфере потребления товаров и услуг, помимо контролирующих структур на государственном и региональном уровнях, необходимы высокоэффективные местные органы управления, проводящие целенаправленную потребительскую политику. К сожалению, функция защиты потребителей и проведения потребительской политики как в системе управления Петербурга, так и в его районных администрациях пока отсутствует.

В свое время Антимонопольное управление приложило значительные усилия при формировании соответствующих служб в администрациях городских районов. Созданные в 1994 году во всех районах Петербурга отделы по защите прав потребителей были укомплектованы опытными специалистами и успели показать высокую эффективность работы. За два с половиной года они рассмотрели около 15 тыс. обращений граждан, подали в суды более 80 исков, большая часть которых была удовлетворена, провели около 25 тыс. проверок, в результате которых взыскано штрафов на сумму около 2,5 млрд рублей.

Однако проведенное осенью 1996 года сокращение численности аппарата исполнительной власти города, в том числе его районного звена, самым пагубным образом отразилось на местных отделах по защите прав потребителей. В ряде отделов была существенно сокращена численность работников. Во многих администрациях отделы были вовсе закрыты и оставлены лишь отдельные специалисты для работы по жалобам потребителей.

Спору нет, сокращение штатной численности органов исполнительной власти - важная и крайне необходимая мера. Однако положение на потребительском рынке неопровержимо доказывает, что в сложившихся условиях следует не только сохранить эти подразделения, но и наладить координацию их деятельности со стороны руководства города. Более того, районные отделы по защите прав потребителей могли бы, в свою очередь, наладить эффективную работу вместе с органами местного самоуправления.

В соответствии со статьей 44 Закона "О защите прав потребителей" одна из функций избранных в феврале прошлого года в Петербурге органов местного самоуправления - защита прав потребителей на подведомственной им территории. Для обеспечения защиты прав потребителей органы местного самоуправления вправе самостоятельно формировать соответствующие структуры, и в большинстве регионов страны, включая, кстати, Ленинградскую область, именно эти структуры рассматривают основной поток потребительских жалоб. В Министерстве по антимонопольной политике даже имеются специальные методические материалы по организации и проведению такой работы. Однако в уставы петербургских органов местного самоуправления защита потребительских прав до сих пор не внесена. Это тем более удивительно, что наведение порядка на своем участке потребительского рынка помогло бы муниципальным образованиям значительно пополнить свои бюджеты.

- И все-таки, даже в том случае, если большая часть нарушений потребительских прав будет наконец рассматриваться не в структурах городского уровня и представительствах соответствующих федеральных структур, а в районных органах, это вряд ли коренным образом изменит ситуацию. Думаю, нужна единая система...

- Согласен. У нас в петербургском Антимонопольном управлении уверены: для формирования в городе эффективной системы защиты прав потребителей и значительного повышения безопасности и качества товаров и услуг необходимо создать в структуре городской администрации специальное подразделение (центр) по координации работы территориальных отделов административных районов и органов местного самоуправления. Такие подразделения могли бы взять на себя анализ потребительского рынка, спроса и предложения, а также социально-экономического положения потребителей; проведение единой потребительской политики города; координацию деятельности районных служб органов местного самоуправления; консультирование специалистов и потребителей; осуществление независимой экспертизы товаров и услуг.

Интервью взял Сергей АЧИЛЬДИЕВ


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]
ъМДЕЙЯ ЖХРХПНБЮМХЪ