[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка за 1997 год ] [ "" ] [ поиск ]

No 4, 1 мая 1997

РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ КОНСУЛЬТАНТОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Д. Сироткин, Исследовательско-консультационная фирма "АЛЬТ", Санкт-Петербург Реальный результат - главное, что характеризует работу консультантов на предприятии. Определенность в вопросе о результате работы консультантов на предприятии дает ориентир для выстраивания логики взаимодействия и самой работы с предприятием-заказчиком. На первый взгляд все просто. Результатом работы консультантов является помощь (содействие) в решении проблемы, стоящей перед предприятием (его руководством). Итоговый результат может оказаться более или менее эффективным в зависимости от ряда внешних (например, готовности руководства предприятия к восприятию и использованию рекомендаций консультантов) и внутренних (например, наличия у консультантов опыта проведения аналогичных работ) факторов.

Однако всегда ли консультанты готовы решить проблему предприятия? Очевидно, что нет. Разные консультанты готовы решать разные (соответствующие их "профилю") проблемы предприятия. Проанализируем основные позиции, исходя из которых консультанты приходят к разным результатам при решении, иногда одних и тех же, проблем предприятия.

Исходная позиция консультанта на предприятии - "эксперт". Эксперт - это специалист в определенной области знания, проводящий оценку (измерение) тех или иных аспектов деятельности (объектов) предприятия. Результат работы эксперта - квалифицированная и независимая оценка, снятие неопределенности в представлениях о конкретном параметре деятельности предприятия. Эксперт занимает уверенную позицию, т.к. опирается на "объективные" методы и точные измерения. Но, к сожалению, результаты его работы редко оказываются определяющими в решении ключевых проблем предприятия. К тому же иногда заказчик спрашивает, что нужно делать, исходя из этих результатов. Точные измерения точного ответа не дают.

В соответствии с изложенной логикой эксперт вынужден решать более сложные, комплексные задачи. Он становится аналитиком. Аналитик - это специалист, проводящий оценку деятельности предприятия в целом в том или ином аспекте (финансовый, экономический, организационно-управленческий анализ и т.д.). Результат работы аналитика - комплексная оценка и описание прогноза деятельности предприятия в определенном аспекте. Возможность прогноза обусловлена необходимой полнотой информации по данному аспекту. Достижение результата требует специального отбора и адаптации используемых методов к специфике предприятия, сопоставления и взаимоувязки различной информации. В идеале аналитик может придти к созданию комплексной модели, интегрирующей основные аспекты деятельности предприятия. Проблема здесь состоит в том, что аналитик сам не ставит задачу привнесения необходимых изменений на предприятие; он готов ответить на вопрос, как отразятся на данном аспекте деятельности предприятия те или иные управленческие решения, при условии, что их можно "перевести на язык" его аналитической модели (измерить).

Эксперт может эволюционировать и в другом направлении - в направлении привнесения и внедрения на предприятии нового (методических и программных разработок, организационных схем и др.). Назовем его "внедренец". Внедренец - это специалист, обеспечивающий адаптацию и реальное функционирование на предприятии привнесенной им методической разработки. Результат работы внедренца - внедрение и реальное функционирование методической разработки, способствующей оптимизации деятельности предприятия. Консультант уходит - разработка остается. В отличие от предыдущих позиций, эта позиция предполагает уделение существенного внимания, наряду с методическим вопросом, вопросу организационному. Реальный результат может быть получен только при его успешном решении. Под вопросом здесь находится органичность привносимых изменений, их действительная приоритетность для предприятия (даже при инициировании им этой работы).

Результат своей работы аналитик не воплощает в реальные изменения. Результат работы внедренца, изменения внутренне не обоснованы. Задача сочетания преимуществ позиций аналитика и внедренца и более осознанного, целенаправленного воздействия на управление предприятием находит выражение в фигуре "нормативного консультанта". Нормативный консультант - специалист, который оценивает деятельность предприятия и дает рекомендации по ее оптимизации, исходя из ее соответствия некоторой нормативной модели деятельности предприятия. Результат работы нормативного консультанта - выявление неиспользуемых резервов и диспропорций в деятельности предприятия и предложение управленческих решений по их задействованию/устранению. Лишь нормативный консультант встает на осознанную критическую позицию по отношению к управлению предприятием в целом, т.к. для этого у него появляется инструмент - нормативная модель. Сфера его возможностей значительно увеличилась. Однако критике не подвергается то, что больше всего в ней нуждается - сама нормативная модель, обоснованность ее применения для каждого конкретного предприятия. Снова проблема. Попробуем разобраться. На пути эффективной реализации каждой из трех описанных нами "перспективных" позиций возникают препятствия, причем не случайные, а внутренне присущие этим позициям. Отметим два важных момента: Первое. Для всех описанных позиций свойственно избегание собственной, личной ответственности консультанта за результат своей работы. Ответственность возлагается на "объективные" методы, нормативную модель, на то, что заказчик сам так поставил задачу.

Второе. Результат работы консультанта предопределяется теми методами, которые он использует. Методы "объективные" - соответственно и результат достигается в "объективной" сфере, сфере значений. Вне рассмотрения оказывается "субъективная" сфера деятельности предприятия, сфера смыслов и "порождения"

активности, тесно переплетенная с "объективной" сферой. Именно к этой сфере относится собственно управление как активность, направленная на достижение предприятием соответствия своему определенному должному образу в будущем. И именно в этой сфере коренятся истоки ключевых проблем предприятия, находящие разнообразные воплощения в "объективной" сфере.

Итак, описанное преимущественное использование "объективных" методов, неадекватных в целом такому сложному "объекту" как предприятие, приводит консультанта к вынужденному ограничению своего "видения" предприятия (возможных результатов работы) и принятию позиции исполнителя, избегающего личной ответственности за результат своей работы. По-видимому, логика развития консультанта требует от него занять такую позицию, которая бы преодолевала эти ограничения.

Попробуем описать позицию консультанта по управлению. Консультант по управлению - это специалист, оценивающий деятельность предприятия и дающий рекомендации по ее оптимизации, исходя из ее соответствия собственному (консультанта) образу того, какой она должна быть. Безусловно, для того, чтобы создать собственный образ того, каким должно быть данное предприятие, консультант в первую очередь должен получить целостный образ того, что представляет собой это предприятие на данный момент (проанализировать "субъективную" и "объективную" сферы в их взаимосвязи). Анализ "субъективной" сферы возможен благодаря проведению бесед (интервью) с руководителями и специалистами предприятия, в ходе которых выявляются и сопоставляются "образы предприятия" этих людей. В ходе таких бесед выявляется также "субъективное" измерение тех или иных обьектов, аспектов "объективной" сферы (например, директор может быть всецело поглощен проблемой изыскания денежных ресурсов извне, не уделяя внимания сбыту на предприятии).

Вхождение в сферу смыслов возможно при условии, если консультант придерживается позиции сотрудничества, равноправного общения, а не позиции исполнителя или "начальника". "Объективное" измерение того или иного аспекта деятельности предприятия при этом становится важным не само по себе, а для "объективизации" "субъективного", в качестве критерия, аргумента для оценки, отношения консультанта к "субъективному" измерению этого аспекта руководителем (так, в рассмотренном примере представление директору расчетов, отражающих результаты получения кредита, и расчетов, отражающих результаты реально осуществимой эффективной сбытовой стратегии, может существенно повлиять не только на "видение" им этого аспекта деятельности предприятия и соответствующую его практическую реализацию, но и на "видение" предприятия и управления им в целом; важно здесь то, что решение о подготовке именно этих расчетов принимает сам консультант). Таким образом, постепенно, задавая вопросы себе и другим, проводя "объективные" расчеты и снимая неопределенность в представлениях об основных сферах деятельности предприятия, консультант приходит к непротиворечивому образу предприятия (степень детализации образа может сильно варьировать).

Образ того, каким должно быть предприятие, начинает формироваться у консультанта в процессе бесед с руководителями предприятия, выявления и сопоставления их "образов будущего". Итоговый "образ будущего" консультанта обычно емок и служит целью, ориентиром для формулирования и практической реализации промежуточных "образов будущего". Отдельная задача консультанта - согласование, хотя бы в принципиальных моментах, своего "видения" "образа будущего" и путей его достижения с соответствующим "видением" руководителя. Задача решается успешно, если такое согласование происходит не на конечном этапе формирования "видения" консультанта, а на каждом из этапов его формирования, желательно в процессе общения.

Создание консультантом единого "образа настоящего-будущего" предприятия означает появление у него определенной системы ориентиров (своей "нормативной модели"), исходя из которой он может действительно обоснованно не только решать поставленные перед ним задачи, но и оказывать собственное воздействие на процесс управления предприятием.

Результат работы консультанта по управлению - инициирование реальных изменений на предприятии посредством выявления и "предъявления" несоответствий в "видении" руководством своего предприятия.

Проблема здесь состоит в соответствии требованиям, которые предъявляются к уровню личностного развития и опыта консультанта, его готовности говорить и действовать "от первого лица" (профессиональное самоосознание). Область индивидуальных осуществлений позиции консультанта по управлению обширна, однако можно обозначить "нижнюю" и "верхнюю" границы этой области, представляющие своеобразные "искушения" для консультанта. "Нижняя" граница- работа с позиции исполнителя, при этом "искушение" формулируется так: "Если руководство предприятия настаивает на формальном решении проблемы, то я не несу ответственности за результат этой работы". "Верхняя" граница - работа с позиции руководителя, при этом "искушение" формулируется так: "Если руководство предприятия не способно решить проблему, то придется взять это на себя". Переход как на ту, так и на другую позицию означает отказ от позиции консультанта по управлению. Следует отметить, что если переход на позицию руководителя внешнего (для предприятия) консультанта свидетельствует о его неспособности решить проблему доступными консультанту методами (профессиональное фиаско), то переход на позицию руководителя для консультанта внутреннего может означать достижение нового, но закономерного этапа в его развитии как консультанта (профессиональный рост).

Описанные позиции консультантов на предприятии отражены на представленной схеме. В заключение хотелось бы отметить, что критический анализ этих позиций не означает отрицания значимости соответствующих результатов. Более того, при условии действительного (ответственного) понимания заказчиком необходимости решения именно данной задачи, оптимальный результат может быть достигнут, исходя из той позиции, которая в наибольшей степени соответствует ее решению. По-видимому, описанные позиции отражают различные уровни осмысления и освоения такого сложного "объекта" реальности как предприятие. С учетом того, что только при наличии реальной связи консультанта с предприятием позиция "консультант" приобретает реальный смысл и значимость, можно считать, что реальная потребность предприятия в консультанте, в результатах его работы предопределяются уровнем осмысления и освоения консультантом "предприятия" и своей связи с ним.


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]
ъМДЕЙЯ ЖХРХПНБЮМХЪ