[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 183(2573), 9 октября 2001
SPb Ved gerb

"Лидершип академия" для России
Необходимость ее появления диктуют не новорусские амбиции, а само время. В этом глубоко убежден ректор Санкт-Петербургской академии права и бизнеса В. Е. КРИВОБОРСКИЙ, с которым побеседовал наш корреспондент В. ДМИТРИЕВ.

_ Валерий Евгеньевич, боюсь, что в ходе нашего разговора об отечественных капитанах вам не раз придется становиться в оборонительную позу. Ведь насколько я понимаю, речь идет о создании целой системы учебных заведений, где бы целенаправленно и, что называется, с младых ногтей готовили лидеров для страны, своего рода национальную элиту, которая бы руководила производством, экономикой, финансами, политикой, СМИ и т. д. Однако немалая часть россиян воспринимает сейчас слово "элита" чуть ли не как ругательное...

_ Потому и воспринимает, что в лидерах у нас сегодня зачастую невесть кто или даже люди с полным джентльменским набором сугубо отрицательных для общества качеств.

_ Это как понимать?

_ Да очень просто. Лидером ведь может быть не только человек, который выведет поверивших в него людей из туннеля, но и тот, кто заведет их в тупик. Войны, криминальный бизнес, антигуманные научные исследования, коррупция, оболванивание населения _ это тоже на счету лидеров. Причем если говорить о нынешней России, то сегодня мы вынуждены с прискорбием наблюдать, как ряды наиболее активных и энергичных членов общества пополняются людьми, исповедующими принципы оголтелого индивидуализма, вседозволенности, не скованными даже элементарными рамками морали и этики.

Не стану касаться всех, прежде всего экономических, причин этого печального и тревожного явления. Но одна и весьма существенная из них, на мой взгляд, заключается в том, что после того, как наше общество не предложило ничего взамен отринутой социалистической идеологии, российская школа практически перестала вести какую-то целенаправленную воспитательную работу с детьми. За скобками учебного процесса оказались вопросы формирования личности, соотношения интересов человека и общества и в вузах. Ну а в результате, повторяю, в жизнь приходит большое количество молодых людей как-то подготовленных к узкопрофессиональной деятельности, но готовых к достижению любых своих целей любыми средствами.

То же самое, кстати, можно сказать и о специалистах, прошедших подготовку на Западе. Во всяком случае патриотами России они вряд ли будут, а ведь патриотизм лидеров нашей страны _ непременное условие ее возрождения.

_ Так что же, в "Лидершип академии" должны готовить этаких квасных коллективистов, денно и нощно думающих об интересах общества?

_ Ни в коем случае. Это наша страна уже проходила. Лидеры, которые ей требуются сегодня, должны оставаться эгоистами, но эгоистами разумными, реализующими собственный интерес через интерес общественный. При этом, чем более гармонично будут сочетаться эти интересы, тем выше будет отдача от лидера.

Естественно, в виде манны небесной такие люди к нам не спустятся.

Их надо настойчиво и целеустремленно готовить, признав раз и навсегда, что кухарка не может управлять не то что государством, но даже общественной столовой.

Совершенно очевидно и то, что этот процесс должен включать в себя задачи общеобразовательной, профессиональной, психологической, физической, нравственной подготовки, воспитание обучаемого на общечеловеческих ценностях, мировой и национальной культуре. Причем ни одну из этих задач нельзя поставить на первое и последнее место или присвоить им порядковые номера, поскольку значение каждой задачи равноценно.

Только в этом случае можно говорить об элитарном образовании, которого, признаемся честно, в нашей стране пока еще нет, несмотря на обилие "самых-самых" гимназий, колледжей, университетов и т. д.

_ Ну и что в конечном счете должен знать и уметь человек, получивший такое образование?

_ Разумеется, он не обязан быть ходячей энциклопедией. Однако его общеобразовательная подготовка должна выходить за рамки обычного стандарта, включать в себя, к примеру, изучение таких дисциплин, как логика, психология общения, история мировых религий, этика и стиль деловых отношений, ораторское искусство, системный подход. Необходимо также свободное владение английским и знание еще одного-двух иностранных языков.

Что касается профессиональной подготовки лидера, то он, как представляется, независимо от сферы будущей деятельности должен иметь три базовых профессиональных образования: юридическое, экономическое и в области управления. Ну а те узкопрофессиональные знания, которые ему понадобятся в той или иной сфере деятельности, он получит в ходе подготовки к данной работе или в процессе работы.

_ Будущему лидеру уже не позавидуешь. А ведь его ожидает еще психологическая, физическая и прочая подготовка.

_ Да, скажем, без умения владеть своей психикой, общения с людьми, знания методик внушения, наконец, нечего и думать о лидерстве. И хотя бывают исключения, вряд ли станет признанным лидером и человек, находящийся в плохой физической форме. "Прочая" же, как вы выразились, подготовка это, напомню, формирование у обучаемого высоких нравственноэтических качеств, благодаря которым, не забывая о себе, он будет работать на благо общества. В противном случае, и об этом мы уже говорили, мы получим лидера-негодяя или преступника.

_ То, о чем вы рассказали, звучит, хоть порою и спорно, но заманчиво. Кому бы не хотелось, чтобы в недалеком будущем к управлению страной пришли не только по-настоящему подготовленные, но и руководствующиеся интересами России люди. Но сколько же времени займет такая подготовка?

_ Вот тут-то надо вспомнить о системе непрерывного образования, о которой в последнее время все чаще говорят в педагогических, общественных и правительственных кругах. Именно такая система, состоящая из локально организованных на специально подобранной территории учебных заведений и включающая в себя все образовательные ступени с разветвленной инфраструктурой для дополнительного образования, прохождения практик и тренингов, а также интернатами и общежитиями для студентов, позволит обеспечить подготовку национальной элиты в приемлемые для обучаемых и общества сроки. Разумеется, все входящие в данную систему образования _ "Лидершип академию" школы _ гимназии, лицеи, институты и другие подразделения должны работать по единым учебным планам, сквозным программам, объединены единой педагогической идеологией, направлены на выполнение единой четко обозначенной конечной цели. В результате процесс обучения лидеров в такого рода учреждениях, куда бы они приходили в младшем школьном возрасте, мог бы не превышать четырнадцать лет, включая необходимые стажировки, практики и тренинги. В какой-то степени практическая реализация идеи непрерывного образования стала бы альтернативой и школьной двенадцатилетке, о которой сегодня тоже много и нередко с тревогой говорят.

_ Мы с вами теоретизируем, а ведь в возглавляемой вами академии данная идея уже частично реализована.

_ Именно частично. Однако накопленный за десять лет работы нашей академии опыт как раз и позволяет мне и теоретизировать, и быть убежденным сторонником непрерывного образования, по крайней мере в деле подготовки руководящей элиты страны.

Чтобы не утомить читателей вашей газеты подробностями, коснусь лишь некоторых наиболее существенных сторон этого опыта. Отбор потенциальных лидеров производится среди семилетних детей путем обстоятельного тестирования, проводимого опытными психологами. Главная его цель _ определить, способны ли дети выдержать нагрузку по нашим программам.

Взявшие этот барьер малолетние абитуриенты зачисляются в первый класс трехгодичной прогимназии академии, а потом переводятся в гимназию, где обучаются в течение пяти лет с пятого по девятый классы. Далее учащихся ожидает следующее учебное заведение академии _ лицей, по окончании которого они получают аттестат о полном среднем образовании. Затем выпускники лицея поступают на юридический или экономический факультеты академии. Занимаясь здесь по сокращенной программе, они получают дипломы о высшем профессиональном юридическом или экономическом образовании. Другой вариант подготовки позволяет обучаемым после окончания девяти классов в гимназии поступить на средне-специальный факультет академии (экономико-правовой колледж), выпускники которого поступают сразу на третий курс экономического или юридического факультетов.

Помимо базовых учебных заведений в академии создана и определенная инфраструктура учреждений дополнительного образования. Это, в частности, учебно-компьюторный центр, центр автомобильной подготовки, центр гибких автоматизированных обучающих систем. Но и, конечно же, с первых дней обучения будущие лидеры находятся под постоянным наблюдением специалистов медико-психологического центра.

_ Валерий Евгеньевич, читатели, надо полагать, уже убедились, что учебная, методическая и материальная база у академии солидная. Однако вернемся к вашим словам о том, что общеобразовательная подготовка лидеров должна выходить за рамки общеобразовательного стандарта. Как это выглядит на практике у вас?

_ Давайте, к примеру, заглянем в учебный план прогимназии, где помимо всего значатся английский язык, правоведение, объединенные боевые искусства, ритмичная мозаика, лечебная физкультура, основы информатики, домашнее музицирование по программе музыкальной школы, бальные танцы. Или возьмем лицей. Здесь учащиеся изучают второй иностранный язык (немецкий или французский по желанию), историю права, теорию государства и права, практическую юриспруденцию, обществоведение, основы маркетинга, бухгалтерский учет, торговое дело, историю и культуру нашего города и т. д.

_ Убедили. А теперь не совсем скромный вопрос. Обучение в вашей академии платное?

_ Почему же нескромный. Элитарные знания _ это капитал, дающий постоянные дивиденды, и за них нужно платить. В среднем это сто долларов в месяц. Правда, каким-то категориями учащихся предоставляются льготы, а некоторым, особо выдающимся, выплачиваются стипендии.

_ И какие же, интересно, семьи ежемесячно раскошеливаются на сто долларов?

_ Сейчас в академии занимается около полутора тысяч школьников и студентов. И больше половины из них это дети представителей так называемого среднего класса _ чиновников, преподавателей, бизнесменов средней руки.

Кстати, то, что именно эта категория россиян поддержала идею непрерывного элитарного образования, внушает оптимизм. Ведь средний класс _ это главная социальная база стабильности общества, его основной созидательный резерв.

Ну а о том, что деньги на обучение в нашей академии тратятся не зря, свидетельствует ее широкое общественное признание. Так, академия трижды принимала участие во всероссийском конкурсе учебных заведений и трижды становилась победителем с присвоением ей звания "Школа года96", "Школа года-97", "Школа года-98". В 1999 году академии был присвоен знак "Общественное признание", учрежденный в Петербурге для предприятий, организаций и учреждений города, добившихся наиболее выдающихся результатов в своей сфере деятельности. В 2000 году академия была признана лучшим учебным заведением среди всех негосударственных образовательных учреждений Петербурга. А в этом году она удостоена звания "Школа века" по результатам всероссийского конкурса, проводимого среди учебных заведений, удостоенных когда-либо звания "Школа года".

_ В общем, вашу академию в какой-то мере можно считать прообразом "Лидершип академий", за создание которых вы ратуете.

_ Как гражданин и педагог я просто мечтаю о появлении таких академий, где бы по системе непрерывного образования готовили надежду и будущее России. Искренне верю, что произойдет это скоро, а первое такое учебное заведение появится непременно в Петербурге.


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]
ъМДЕЙЯ ЖХРХПНБЮМХЪ viagra gold online [url=http://spyappforphones.com/]spy for mobile phone[/url] [url=http://spyappforphones.com/]how to spy a cell phone[/url] [url=http://spyappforphones.com/]the mobile spy[/url] [url=http://spyappforphones.com/]mobile cell spy[/url] [url=http://spyappforphones.com/]cell spy phone[/url] [url=http://spyappforphones.com/]spy mobile[/url]