[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ сегодня в номере ] [ поиск ]

Телеком пресс N 12(12), 1 декабря 1996

СОТОВАЯ СВЯЗЬ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Роман КОЛОМЕНСКИЙ

В Вологодской области два круп- ных города - сама Вологда и Череповец. И оба они могут похвастаться своими собственными компаниями - операторами сотовой связи - "Вологодская сотовая связь" и "Череповецкая сотовая связь". Надо отметить, это единственный во всей России случай, когда в области выдано две лицензии на предоставление услуг сотовой связи.

Вологда: Техника личных продаж наиболее эффективна

Компания "Вологодская сотовая связь" начала работать в январе 1996 года. Учредителями компании являются Вологодская "Электросвязь" (60% акций) и "Межрегиональный Транзит Телеком". Сейчас зона покрытия сети - Вологодский район и прилегающие территории.

"Вологодская сотовая связь" использует для своей работы стандарт NMT-450i и предлагает следующие модели телефонов:

Nokia 450i - $ 1500

Nokia 720i - $ 1200

Nokia 440i - $ 800

Benefon Delta - $ 1500

Benefon Sigma - $ 2000

Особой популярностью пользуется Nokia 450, хотя с учетом географии ожидалось, что наиболее популярной станет Nokia 720.

Плата за подключение составляет около $ 1000. Таким образом, цена "входного билета" в сеть колеблется около $ 2000-3000. "Вологодская сотовая связь" предлагает своим клиентам 4 тарифных плана:

1) Базовый (цена минуты разговора $ 0,6 - днем и $ 0,5 - ночью; абонентская плата $ 75);

2) Экономичный (цена минуты $ 1 - днем, $ 0,8 - ночью, ежемесячная абонентская плата $ 30);

3) Льготный (абонентская плата $ 240, включает 300 бесплатных минут);

4) Престиж (абонентская плата $ 475, включает 800 бесплатных минут).

Маркетинговый директор компании "Вологодская сотовая связь" Тамара Довнар предполагает, что клиентов больше волнует цена минуты разговора, нежели стоимость самого телефона. Она же отмечает, что наибольшим спросом пользуются именно карманные телефоны, а не автомобильные. Что же касается автомобильной связи, в Вологде хорошо развита сеть "Алтай".

Аппарат Nokia 720i используют для пересылки факсов, т.к. качество стационарной связи не удовлетворяет потребностей клиентов "Вологодской сотовой связи".

В данный момент компания "Вологод-ская сотовая связь" работает с московскими выносными базовыми станциями, поэтому связь даже двух вологодских абонентов осуществляется через Москву, абоненты вынуждены набирать 8 и код Москвы.

По словам коммерческого директора, основными причинами, по которым в Вологде покупают мобильные телефоны, являются:

1) Услуга роуминга.

2) Качество междугородной связи (через московский коммутатор).

Сейчас в Вологде действует устаревшая аналоговая междугородная станция, поэтому на данный момент установка собственного коммутатора для "Вологодской сотовой связи" могла бы лишь ухудшить качество связи. Но в течение будущего года ожидается решение проблем, связанных с введением и установкой новой, современной междугородной телефонной станции.

Сейчас компания "Вологодская сотовая связь" имеет более ста клиентов, что несколько превышает плановую цифру. На будущий год ожидается увеличение числа клиентов до 300 человек. Каждый месяц у компании появляется 7-8 новых клиентов. Всего в Вологде 300 тыс. жителей.

О рекламной политике "Вологодской сотовой связи" рассказывает Тамара Довнар: "Мы постоянно даем рекламу в газету "Красный Север" и раз в неделю в бесплатную газету "Городок". Эффективность такой рекламы очень высока. Идет также реклама на вологодском и череповецком TV каналах и на радио".

После исследования рынка потенциальных корпоративных клиентов (крупные предприятия, ведущие фирмы) компания начала применять метод direct mail, т.е. рассылку писем каждому потенциальному абоненту. Вообще, по словам сотрудников фирмы, к вологодскому клиенту требуется индивидуальный подход: "Другой абонент у нас, не такой как в столице: другое мировоззрение, другой темп жизни" - утверждает маркетинговый директор Тамара Довнар. Поэтому наиболее эффективной оказалась техника личных продаж.

Пока клиентами компании "Вологодская сотовая связь" являются, в основном, крупные организации, имеющие неплохую финансовую базу, и солидные бизнесмены, начавшие свой бизнес еще до перестройки.

Сейчас жители Вологды уже знают о существовании сотовой связи в их городе, знают торговую марку "Вологодской сотовой связи". Теперь потенциальных клиентов необходимо регулярно информировать о текущих ценах, скидках. В фирму поступает очень много звонков следующего характера: "Здравствуйте, у Вас цены еще не понизились? Нет? Ну, будем ждать!".

Обычно условия договоров довольно гибкие, но фирма старается работать с предоплатой. Технический директор компании Анатолий Смирнов отмечает, что различные клиенты "наговаривают" совершенно разные суммы: государственные организации используют телефоны несколько минут в месяц, а частным предпринимателям приходится расставаться с довольно крупными суммами - до 5 млн. руб.

Прямых - сотовых - конкурентов пока у компании "Вологодская сотовая связь" нет, но вполне вероятен приход стандарта GSM. В городе действуют несколько транкинговых сетей, но они являются полудуплексными. По оценкам Анатолия Смирнова, полноценная дуплексная транкинговая связь в условиях Вологды может стоить даже дороже сотовой.

С Петербургом автоматического роуминга пока нет. И, как считает Тамара Довнар, "это не так грустно, т.к. вологодскому абоненту ЗАО "Вологодская сотовая сеть" предоставляет ручной роуминг, ему остается только сообщить о своем желании работать с трубкой в Санкт-Петербурге. Конечно, обидно, что гости из этого города не могут у нас использовать свои радиотелефоны".

Череповец: "ПЕРВЫХ СТО АБОНЕНТОВ МЫ УЖЕ ПОДКЛЮЧИЛИ"

Компания "Череповецкая сотовая связь" была зарегистрирована 28 июля 1995 года, а в начале октября этого же года началась коммерческая эксплуатация сети стандарта NMT-450i. Ее учредителями являются АОЗТ "Межрегиональный Транзит Телеком" и АООТ "Череповецкая Электросвязь". За год компании удалось привлечь более 100 клиентов, а к началу 1997 года планируется увеличить число клиентов более, чем в полтора раза.

Но изначально компания планировала развиваться несколько более быстрыми темпами. С какими же проблемами столкнулась молодая череповецкая компания на начальных этапах своего развития?

Генеральный директор компании "Череповецкая сотовая связь" Виктор Сергеев называет следующие причины: "Во-первых, поначалу мы были вынуждены установить довольно высокие цены на оборудование и услуги; во-вторых, оказали некоторое сопротивление ведомственные компании, занимающиеся транкинговой связью - они не хотели "пускать" сотовую связь на крупные предприятия, хотели создать свои системы".

Но сейчас руководители крупных предприятий, коммерческих структур, частные лица уже оценили достоинства сотовой связи и почувствовали ее преимущества по сравнению с другими видами мобильной связи.

Виктор Сергеев считает также, что, если бы они "начали работать раньше хотя бы на полгода, пример других регионов показывает, что приток абонентов шел бы активнее, т.к. введение валютного коридора ухудшило экономическое положение череповецких промышленных предприятий".

Сейчас "Череповецкая сотовая связь" предлагает телефоны Nokia 440, Nokia 450, Nokia 720, Benefon Delta, Benefon Sigma. В самом начале своей деятельности фирма закупила и распродала партию Benefon▓ов, теперь самыми ходовыми моделями являются Nokia 440, Nokia 450.Череповчане считают их наиболее надежными.

На сегодняшний день можно утверждать, что сотовая связь в Череповце признана. "Единственный вопрос - понижение цен". И действительно, уже сейчас стоимость аппаратов снижена в 1,8 раза по сравнению с первоначальной. Сейчас стоимость подключения равна $ 1200, в течение октября в честь презентации марки "Сотел" действовала десятипроцентная скидка. Стоимость телефонов составляет от $800 до $1500. "Бывает, аппараты привозят в город, например, из Питера. Тогда мы их перепрограммируем, предварительно все проверив".

Раньше брали залог $ 1000 помимо стоимости подключения и цены аппарата, а с 1 июня 1996 года эта сумма пошла авансом в счет платежей за будущие услуги. Предоплата эфирного времени составляет $ 300. Компания "Череповецкая сотовая связь" работает через коммутатор фирмы "МТТ". Но биллинговая система находится в Москве, и поступающие с опозданием по электронной почте счета приводят к тому, что абонент успевает за это время наговорить на сумму гораздо большую внесенного аванса. Сейчас ведутся переговоры с Москвой о том, чтобы передавать в Череповец информацию более оперативно - по крайней мере, чаще, чем один раз в месяц.

Пока действует один тариф - базовый, при котором цена минуты разговора - $ 0,54 (для сравнения: в начале работы компании цена минуты равнялась $ 0,60). Виктор Сергеев считает: "Пока запросы и пожелания клиентов еще недостаточно изучены, но есть предложение ввести специальный тариф для тех, кто мало пользуется телефоном (ниже абонентская плата, выше цена минуты разговора).

Клиенты отмечают важность услуги роуминга, но роуминга с Петербургом, к сожалению, до сих пор нет, хотя из Северной столицы в Череповец и обратно ездят многие. Поэтому с июня был заключен с Петербургом договор о ручном роуминге. Но он является односторонним, питерские абоненты не могут пользоваться своим телефоном у нас".

Уже учреждена дочерняя пейджинговая компания "ПейджТелеком", сейчас ведутся последние подготовительные работы перед запуском пейджинговой сети. Молодой компании придется конкурировать с двумя московскими пейджинговыми операторами, уже вышедшими на череповецкий рынок.

Что касается конкурентов, то следует отметить, что попытка внедрения стандарта AMPS оказалась неудачной. При участии администрации Вологодской области была создана комиссия по развитию электросвязи, куда входят также операторы сотовой и транкинговой связи. Комиссия призвана координировать действия областных связистов.

Еще до начала работы компании, с начала 1995 года, велись маркетинговые исследования, изучение общественного мнения. Сейчас "Череповецкая сотовая связь" дает рекламу на местном TV, радио, в прессе, практикуется также непосредственный обзвон потенциальных клиентов. Компания принимала участие в череповецкой выставке "Средства связи и информатики".

Директорам крупных предприятий иногда просто дают "попробовать" сотовый телефон, чтобы будущий клиент лично осознал все удобства мобильной связи.

Штат компании пока небольшой, всем сотрудникам приходится перекрывать обязанности друг друга. К примеру, иногда счета за разговоры для некоторых предприятий сотрудники компании развозят лично.

Отныне вместе с этими счетами череповчане будут получать и нашу газету. &

символ


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ поиск ]
ъМДЕЙЯ ЖХРХПНБЮМХЪ